Персоны

Моника Аз

1909–1987
Моника Аз в Ленинградской филармонии в день концерта 9 октября 1956 года (первое выступление в Филармонии). © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Моника Аз

Биография

Аз Моника / Monique Haas – французская пианистка, педагог.

Парижскую консерваторию Моника Аз окончила в 1927 году с золотой медалью, в 1928-м дебютировала с программой из Бетховена, Моцарта, Равеля и Форе. Но, несмотря на успех, решила продолжить образование – пианистка брала частные уроки у Рудольфа Сёркина, Роберта Казадезюса, занималась ансамблем со скрипачом и композитором Джордже Энеску, с которым позднее нередко играла в дуэте. Французские критики называли Монику Аз «Мадемуазель рояль», ее искусством восхищался Франсис Пуленк и Анри Дютийё. Советский рецензент Давид Рабинович после концертов пианистки в Москве и Ленинграде в 1956 году писал:

«Искусство Моники Аз национально. Мы имеем в виду не только репертуар пианистки, в котором преобладают французские авторы. Речь идет об артистическом облике Моники Аз. В ее исполнительской манере мы чувствуем Францию не "вообще", а именно современную Францию. Куперен или Рамо звучат у пианистки без тени "музейности", с жизненной убедительностью, когда забываешь, что их чудесные миниатюры столетиями отдалены от наших дней. Эмоциональность артистки сдержанна и неизменно направляется интеллектом. Ей чужды сентиментальность или ложная патетика».

Правда, в этой же статье критик сетует на то, что сочинения романтиков и крупная форма даются Монике Аз хуже, чем миниатюры французских клавесинистов. Аз действительно избегала романтического репертуара. Основу ее программ составляла французская музыка – от Куперена и Рамо до Пуленка и Мессиана, Бах и Моцарт, а также сочинения композиторов ХХ века, среди которых, кроме любимых пианисткой Дебюсси и Равеля, были Прокофьев и Стравинский, Барток (Моника Аз всего на три дня опоздала с мировой премьерой его Третьего фортепианного концерта) и Хиндемит (под управлением автора пианистка записала Концертштюк для фортепиано, духовых и арфы).
Моника Аз в сольном концерте 9 октября 1956 года, Большой зал.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Три сольных концерта, сыгранные в Большом зале Ленинградской филармонии в октябре 1956 года, полностью отражают предпочтения Моники Аз. Через десять лет в апреле 1966 года она вновь посетила Ленинград. Ее сольный концерт прошел в Малом зале имени Глинки, а в афише были не только ожидаемые Бах, Моцарт, Дебюсси и Равель, но и «Фантастические пьесы» Шумана. В Большом зале с Государственным оркестром Союза ССР под управлением Евгения Светланова пианистка исполнила Концерт № 17 Моцарта.

Уже со следующих сезонов Моника Аз значительно снизила концертную активность, с 1967 года она преподавала в Парижской консерватории, а также вела мастер-классы в Зальцбургском «Моцартеуме».

О. Р.


Концерты

  • 9 октября 1956

    Фортепианный вечер
    Моника Аз (Париж)

    Бах. Английская сюита № 6. Моцарт. Соната № 8. Рамо. «Циклопы». «Призыв птиц». Дебюсси. Два этюда. Равель. Сюита «Гробница Куперена»

  • 11 октября 1956

    Фортепианный вечер
    Моника Аз (Париж)

    Рамо. Гавот. «Беседа муз». Куперен. «Тик-ток шок». «Загадочные баррикады». Моцарт. Соната № 10. Лист. «У родника» из цикла «Годы странствий I: Швейцария». Этюд «Лёгкость». Дебюсси. Цикл «Образы» (тетрадь I). Прокофьев. Соната № 7

  • 13 октября 1956

    Фортепианный вечер
    Моника Аз (Париж)

    Бах. Английская сюита № 6. Моцарт. Соната № 10. Дебюсси. Цикл «Образы» (тетрадь I). Хиндемит. Соната № 3

  • 26 апреля 1966

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Светланов

    Вайнберг. Симфониетта № 1. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 17. Стравинский. «Весна священная»




Другие материалы

Борис Яблочкин

Борис Яблочкин

Кларнет 1909–1988
Леопольд Андреев

Леопольд Андреев

Контрабас 1923–2015

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»