Персоны
Моника Аз
Биография
Аз Моника / Monique Haas – французская пианистка, педагог.
Парижскую консерваторию Моника Аз окончила в 1927 году с золотой медалью, в 1928-м дебютировала с программой из Бетховена, Моцарта, Равеля и Форе. Но, несмотря на успех, решила продолжить образование – пианистка брала частные уроки у Рудольфа Сёркина, Роберта Казадезюса, занималась ансамблем со скрипачом и композитором Джордже Энеску, с которым позднее нередко играла в дуэте. Французские критики называли Монику Аз «Мадемуазель рояль», ее искусством восхищался Франсис Пуленк и Анри Дютийё. Советский рецензент Давид Рабинович после концертов пианистки в Москве и Ленинграде в 1956 году писал:
«Искусство Моники Аз национально. Мы имеем в виду не только репертуар пианистки, в котором преобладают французские авторы. Речь идет об артистическом облике Моники Аз. В ее исполнительской манере мы чувствуем Францию не "вообще", а именно современную Францию. Куперен или Рамо звучат у пианистки без тени "музейности", с жизненной убедительностью, когда забываешь, что их чудесные миниатюры столетиями отдалены от наших дней. Эмоциональность артистки сдержанна и неизменно направляется интеллектом. Ей чужды сентиментальность или ложная патетика».
Правда, в этой же статье критик сетует на то, что сочинения романтиков и крупная форма даются Монике Аз хуже, чем миниатюры французских клавесинистов. Аз действительно избегала романтического репертуара. Основу ее программ составляла французская музыка – от Куперена и Рамо до Пуленка и Мессиана, Бах и Моцарт, а также сочинения композиторов ХХ века, среди которых, кроме любимых пианисткой Дебюсси и Равеля, были
Прокофьев и
Стравинский,
Барток (Моника Аз всего на три дня опоздала с мировой премьерой его Третьего фортепианного концерта) и
Хиндемит (под управлением автора пианистка записала Концертштюк для фортепиано, духовых и арфы).
Моника Аз в сольном концерте 9 октября 1956 года, Большой зал.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Три сольных концерта, сыгранные в Большом зале Ленинградской филармонии в октябре 1956 года, полностью отражают предпочтения Моники Аз. Через десять лет в апреле 1966 года она вновь посетила Ленинград. Ее сольный концерт прошел в Малом зале имени Глинки, а в афише были не только ожидаемые Бах, Моцарт, Дебюсси и Равель, но и «Фантастические пьесы» Шумана. В Большом зале с Государственным оркестром Союза ССР под управлением Евгения Светланова пианистка исполнила Концерт № 17 Моцарта.
Уже со следующих сезонов Моника Аз значительно снизила концертную активность, с 1967 года она преподавала в Парижской консерватории, а также вела мастер-классы в Зальцбургском «Моцартеуме».
О. Р.
Концерты
-
9 октября 1956
Фортепианный вечер
Моника Аз (Париж)Бах. Английская сюита № 6. Моцарт. Соната № 8. Рамо. «Циклопы». «Призыв птиц». Дебюсси. Два этюда. Равель. Сюита «Гробница Куперена»
-
11 октября 1956
Фортепианный вечер
Моника Аз (Париж)Рамо. Гавот. «Беседа муз». Куперен. «Тик-ток шок». «Загадочные баррикады». Моцарт. Соната № 10. Лист. «У родника» из цикла «Годы странствий I: Швейцария». Этюд «Лёгкость». Дебюсси. Цикл «Образы» (тетрадь I). Прокофьев. Соната № 7
-
13 октября 1956
Фортепианный вечер
Моника Аз (Париж)Бах. Английская сюита № 6. Моцарт. Соната № 10. Дебюсси. Цикл «Образы» (тетрадь I). Хиндемит. Соната № 3
-
26 апреля 1966
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений СветлановВайнберг. Симфониетта № 1. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 17. Стравинский. «Весна священная»