Персоны

Марк Иткис

1912–1990 или 1991?
Марк Ефимович Иткис, 1947 год. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Марк Иткис

Биография

Иткис Марк Ефимович – скрипач, концертмейстер группы вторых скрипок Заслуженного коллектива Республики академического симфонического оркестра Ленинградской филармонии в 1944–1973 годах.

В личном деле Марка Иткиса из архива Петербургской филармонии содержатся лишь самые общие сведения о музыканте: родился 16 мая 1912 года в Одессе, окончил четыре курса Ленинградской консерватории (даты нет), с 15 октября 1944 года до 1 августа 1973 года был концертмейстером вторых скрипок ЗКР академического симфонического оркестра Ленинградской филармонии.

В документе не упоминается об армейских годах жизни Марка Иткиса, призванного в августе 1941 года и демобилизовавшегося в мае 1944 года в звании младшего лейтенанта административной службы. Как участник войны, он будет награжден медалями и юбилейным орденом Отечественной войны II степени (1985).

Нет в деле и сведений о прежних местах работы скрипача. Между тем его коллеги Марк Резников, работавший в оркестре Ленинградской филармонии с конца 1920-х годов, и Яков Милкис, сидевший с 1957-го с Иткисом за одним пультом, утверждают, что до войны он играл в одном из московских квартетов. Примечательно, что и Резников, не скупящийся на жесткие характеристики некоторых героев своего повествования, и добрейший Милкис, с теплотой говорящий обо всех, с кем столкнула судьба, находят для Марка Иткиса в своих мемуарах, написанных спустя много лет в эмиграции, лишь самые лестные слова.

Воспользуемся их воспоминаниями и мы.

Резников Марк. Воспоминания старого музыканта. New York: Overseas Publications Interchange Ltd., 1984.

«Когда оркестр вернулся в Ленинград, он уже был мало похож на тот оркестр, каким он был, уезжая в Новосибирск. Надо было, прежде всего, пополнить его новыми музыкантами, а их не было. Демобилизованные после войны музыканты никак не отвечали тем требованиям, какие были необходимы для восполнения оркестра. Кадры того времени были совершенно непригодными. Исключение составил лишь один человек, также демобилизованный, скрипач М. Е. Иткис. Он оказался тем „жемчужным зерном”, кото­рое судьба сохранила для нашего оркестра. Замечательный скрипач, в прошлом квартетист, отличный музыкант и обаятельнейший человек. Он стал концертмейстером вторых скрипок и проработал много лет, снискав себе любовь и уважение всего коллектива и дирижеров. У него был чарую­щей красоты звук, и он, бесспорно, должен был бы быть на первых скрипках, но он хотел играть только на вторых, – это было его упорное желание. Он мог бы и поныне работать, но ему помешало пошатнувшееся в результате всего пережитого здоровье. В настоящее время он живет в Ленинграде».

Милкис Яков. О жизни, музыке и музыкантах. Торонто – Москва: фонд «Русское исполнительское искусство», 2007.

«Марк Иткис
Одним из моих близких и дорогих друзей был Марк Ефимович Иткис – многолетний концертмейстер группы вторых скрипок Заслуженного коллектива оркестра Ленинградской филармонии, с которым мне посчастливилось бок о бок играть в течение многих лет. Без преувеличения можно сказать, что он был замечательным музыкантом, выдающимся ансамблистом, редкой порядочности человеком. Задолго до начала совместной работы с ним в ленинградском оркестре профессор Л. М. Цейтлин мне как-то говорил, что лучшего квартетиста, чем М. Иткис (он его знал по Москве), ему не приходилось слышать. Я почему-то запомнил эту фамилию, а когда, через много лет, оказался с Марком Ефимовичем за одним пультом, убедился в правоте слов Цейтлина. Иткис действительно играл в оркестре, как в квартете – с лучшим ансамблистом мне никогда в жизни играть не доводилось. Музицировать рядом с ним было подлинной музыкальной и человеческой радостью.
Его талантливость сказывалась во всем. Феноменальная способность имитировать и пародировать знакомых музыкантов поражала. Помнится, как-то, будучи с Заслуженным Коллективом Республики на Рижском взморье, прогуливаясь в свободный день по берегу, мы встретили К. П. Кондрашина и А. И. Райкина. Кирилл Петрович познакомил нас с Райкиным и тут же стал упрашивать Иткиса изобразить дирижера Константина Иванова – это был коронный номер Иткиса, и многие об этом знали. Марк долго отказывался, как бы смущаясь Райкина, но незаметно стал говорить голосом Иванова, феноменально копируя его жесты, ужимки и речь. Райкин, буквально остолбенев от неожиданной трансформации, повалился на песок и затрясся от хохота, приговаривая: ‘’Боже мой, это же лучше, чем оригинал’’!».

Когда в августе 1973 года Иткис уволился из оркестра, его место занял Яков Милкис, но уже в октябре 1974-го он эмигрировал в Канаду. Контакты со своим другом и коллегой не прерывал, насколько это было возможно. К сыну Якова Мироновича – кларнетисту Юлиану Милкису мы обратились, чтобы узнать, поддерживает ли он связь с кем-то из родных Марка Иткиса. Выяснилось, что никого у него осталось. Единственный ребенок умер в младенчестве во время блокады. Марк Ефимович Иткис ушел из жизни в начале 1990-х. Его имя в афишах Большого и Малого залов Ленинградской филармонии появлялось лишь в 1950-е годы.

И. Р.


Концерты

  • 27 декабря 1957

    2-й концерт 10-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Карло Цекки (Италия)

    Бетховен. Симфония № 4. Увертюра «Леонора» № 3. Мортари. Музыка для струнного оркестра. Вебер. Увертюра к опере «Оберон»

  • 30 декабря 1957

    8-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Карло Цекки (Италия)

    Берлиоз. Фантастическая симфония. Джеминиани. Концерт для оркестра № 2. Верди. Увертюра к опере «Сицилийская вечерня»

  • 2 января 1958

    (повторение программы 30 декабря)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Карло Цекки (Италия)

    Берлиоз. Фантастическая симфония. Джеминиани. Концерт для оркестра № 2. Верди. Увертюра к опере «Сицилийская вечерня»




Другие материалы

Сеймур Липкин

Сеймур Липкин

Фортепиано 1927–2015
Роберт Кёблер

Роберт Кёблер

Орган 1912–1970

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»