Персоны

Элеонора Восканян

1921–1999
Источник изображения: youtube.com
Элеонора Восканян

Биография

Восканян Элеонора Сергеевна – пианистка-ансамблистка, профессор Ереванской консерватории.

Элеонора Восканян гастролировала со многими известными армянскими инструменталистами и певцами. В Большом и Малом залах Ленинградской филармонии она аккомпанировала певице Гоар Гаспарян – в 1957 и 1960 годах. Это было самое начало их сотрудничества, продлившегося много лет.

В 2019 году Ереванское издательство "Лусакн" опубликовало книгу доцента кафедры концертмейстерского мастерства Ереванской консерватории Саеник Магакян «Концертмейстеры Армении». Контакты автора нашлись на Facebook. В ответ на просьбу поделиться краткой информацией, г-жа Магакян прислала опубликованную в книге статью об Элеоноре Восканян, которую размещаем здесь с разрешения автора с небольшими сокращениями.

Из книги Саеник Магакян «Концертмейстеры Армении»:

Элеонора Сергеевна Восканян

Вот уже много лет работаю с Заслуженной артисткой Армении Элеонорой Восканян. Все эти годы мы были не только коллегами, но и друзьями. Прекрасный, серьезный музыкант, человек тонкого вкуса, она по праву разделила наш совместный успех.

Гоар Гаспарян
певица, Народная артистка СССР

Элеонора Восканян родилась 6 сентября 1921 года в Харькове в семье служителей искусства. Мать, Софья Восканян была артисткой армянского музыкального драматического театра, владела игрой на фортепиано (в определенный период брала частные уроки у Г. Г. Нейгауза в Тбилиси). Отец родом из Западной Армении, из семьи хоторджурских беженцев (геноцид 1915 г.), по специальности был инженером. Бабушка по материнской линии — Восканян-Черкасова — имела консерваторское образование, была известной певицей, первой исполнительницей партии Амнерис в опере Верди “Аида” в Тбилиси, давала уроки вокала. Ее студентам аккомпанировала вначале дочь Софья, позже роль концертмейстера успешно осуществляла внучка — Элеонора.

Нотной грамоте Э. Восканян научила мать, которая и стала ее первым учителем игры на фортепиано. В Харькове, в доме бабушки, где они жили, постоянно устраивались музыкально-драматические вечера, в которых принимали участие, помимо всех членов семьи, известные представители харьковской интеллигенции. Самым юным и активным участником этих вечеров была Элеонора, которая пела (пению научила ее бабушка), танцевала (окончила школу характерного танца) и играла на рояле.

В раннем возрасте Элеонора была принята в группу одаренных детей при Харьковской консерватории. Артистическая среда и природные разносторонние способности не могли не отразиться на выборе будущей профессии. Из всех увлечений особую радость доставляла ей игра на рояле. Любовь к этому инструменту и определила ее призвание на всю жизнь. Она продолжила учебу в Харьковской консерватории у своего любимого, известного в Харькове профессора Людвига Фанненштиля, который с удовлетворением присутствовал на многочисленных концертах и выступлениях своей воспитанницы в Харьковской филармонии.

Наступил 1937 год… Были репрессированы отец, бабушка и дедушка (их реабилитировали посмертно). Нельзя не отметить отчаянный шаг юной Элеоноры Восканян: в тот переломный период, когда в доме после арестов родных многое конфисковали, в том числе и рояль, она написала письмо Сталину с просьбой вернуть инструмент. Рояль ей вернули. Тогда, в тяжелом 1937 году профессор Л. И. Фанненштиль часто приглашал ее на обед, а в 1941, когда начались бомбежки Харькова, уже в пожилом возрасте бежал через весь город, чтобы помочь своей студентке эвакуироваться в Тбилиси, к матери. Это он — интеллигент в пенсне, из последних сил заталкивал ее в железнодорожный состав — последний, уходящий из города. Эти уроки человеческой доброты и преданности Элеонора Восканян запомнила на всю жизнь.

В Тбилиси Э. Восканян около года работала пианисткой в Армянском драматическом театре им. Шаумяна, затем переехала в Армению, продолжив учебу в Ереванской консерватории. Но память постоянно возвращала ее в задымленный от бомбежек полуразрушенный город юности Харьков, вспоминались растерянные лица друзей, боль и горечь в глазах дорогого профессора. И Элеонора Восканян принимает решение — добровольцем уходит на фронт.

На передовой она пробыла восемь месяцев (1942–1943), была и артисткой, и медсестрой, терпеливо переносила трудности фронтовой жизни. Она принимала участие в спектаклях, пела, играла, аккомпанировала, неоднократно выступая в Армавире, Краснодаре, Новороссийске и других населенных пунктах Северного Кавказа, даря свое искусство воинам передовых частей Северо-Кавказского фронта.

Э. Восканян (из интервью):

Фронтовым театром называли нашу группу, в которую входили профессиональные музыканты, певцы, артисты, танцоры. Для бойцов мы давали самые разнообразные представления, как можно веселее, радостнее <…> Часто случалось так, что и мы, артисты, выходили на передовую линию, доходили до проволочных заграждений, вместе с остальными переносили артиллерийские обстрелы и бомбовые удары с воздуха<…> В один из таких тяжелых дней я встретилась с лучшим из фронтовых друзей, Наром Ованесяном. Сколько потом тяжелых дней, бомбежек пришлось пережить вместе! Но и сегодня я волнуюсь, когда думаю, что, пожалуй, более воодушевленных и чутких зрителей чем те, вступавшие в схватку со смертью воины, я никогда не встречала. Те тяжелые дни со своей ежеминутной горечью казались слишком ничтожными перед величием души человека. Мы, женщины мира, должны сделать все, чтобы больше никогда не повторилась война”.

С 1944 года Э. Восканян продолжает учебу в Ереванской консерватории в классе Георгия Вардовича Сараджева. Творческое общение и теплоту дружеских отношений с ним Э. Восканян сохранила на всю жизнь. Доказательством тому уже годы спустя стал концерт, посвященный творчеству профессора Сараджева (1973), в котором его произведения и фортепианные обработки исполняли ученики Средней специальной школы им. Чайковского и студенты консерватории им. Комитаса класса специального фортепиано и. о. доцента Э. С. Восканян. Г. В. Сараджев еще в ее студенческие годы почувствовал и поверил в яркое исполнительское будущее своей воспитанницы, и одно из своих произведений — Токкату — посвятил ей как первой исполнительнице.

Профессор Георгий Сараджев: “Заслуженная артистка Элеонора Восканян является одним из ведущих музыкальных деятелей нашей республики. Э. С. Восканян разносторонний, зрелый музыкант, талантливая пианистка с тонким вкусом и чувством стиля исполняемой музыки. Она обладает ярким артистизмом, подлинной эмоциональностью и чувством меры. Ее имя широко известно как в нашей стране, так и за рубежом”.

Завершив учебу в 1945 году, Э. Восканян была оставлена в консерватории в качестве ассистента при кафедре специального фортепиано, затем начала преподавать общее фортепиано, но активная концертная жизнь не оставляла времени для педагогической деятельности. Она была принята в Армфилармонию в качестве солистки и на определенный период прервала работу в консерватории.

Началась интенсивная концертная деятельность Элеоноры Восканян в качестве солистки, ансамблистки и концертмейстера с известными солистами — инструменталистами и вокалистами. Так, в Декаде музыки республик Закавказья в Тбилиси (декабрь 1944) в одном из концертов выступила и Э. Восканян вместе с виолончелистом Г. Адамяном, “мастерски передав вторую часть сонаты для фортепиано и виолончели А. Худояна”[1].

Первые годы отмечены выступлениями Восканян в качестве солистки с Симфоническим оркестром Армении (дирижеры К. Сараджев, М. Малунциан, Р. Матсов). Были исполнены фортепианные концерты Сен-Санса (№ 2), Бетховена (№ 1 и № 4), Моцарта (№ 21), Л. Ходжа-Эйнатова.

В 1945 году вместе с мастерами искусств Армении П. Лисицианом, А. Габриеляном А. Бабаджаняном и другими Э. Восканян приняла участие в концерте, посвященном творчеству Арама Хачатуряна и его жены — композитора Нины Макаровой.

В 1946 году в Ереване состоялся творческий вечер Арама Хачатуряна, в котором Э. Восканян одной из первых исполнила его Фортепианный концерт с Симфоническим оркестром Армении под управлением К. С. Сараджева (Скрипичный концерт в тот вечер исполнил Л. Коган). В одном из откликов (рецензент Н. Мовсесян) читаем:

“С артистизмом, сочетая виртуозную технику с темпераментной передачей замысла композитора, исполнила ассистент фортепианной кафедры Э. Восканян вторую и третью части концерта Арама Хачатуряна”.

Арам Хачатурян (1970-е): “В 1946 году Элеонора Восканян приняла участие в моих авторских концертах, исполнив Концерт для фортепиано с оркестром и другие произведения. Она показала настоящую артистическую одаренность и мастерство”.

Годы спустя, на одном из творческих вечеров А. И. Хачатуряна, солист-пианист за несколько дней до концерта по каким-то причинам не мог выступить и исполнить сюиту “Маскарад” на основе музыки к одноименной драме М. Лермонтова. Арам Ильич вспомнил исполнение Элеонорой Восканян своего Фортепианного концерта, позвонил ей и попросил выручить. За несколько дней Э. Восканян выучила и исполнила Сюиту, став первой ее исполнительницей в Армении. И вновь слова благодарности А. И. Хачатуряна и высокая оценка ее исполнения.
<…>

Элеонора Восканян много выступала также с виолончелистами Гургеном Адамяном и Феликсом Симоняном; скрипачами Анаит Цицикян, Левоном Мамиконяном, Суреном Ахназаряном. В концертах наряду с классической музыкой звучали сочинения современных авторов, в том числе, и ансамблевые произведения. Выступления проходили в городах Армении, Советского Союза и за рубежом.
<…>

В 1975 году в одном из вечеров цикла концертов “Виолончельная музыка XX века”, в исполнении Э. Восканян и виолончелиста Ф. Симоняна прозвучали сонаты Д. Шостаковича, К. Дебюсси, С. Барбера, Э. Оганесяна. Композитор Т. Мансурян писал: “Очень привлекательна в их исполнении искренность и непосредственность, которая подтверждает чистоту облика музыкантов, является доказательством их самобытной творческой индивидуальности. Соната Барбера прозвучала в Ереване впервые. Благодаря исполнителям, она предстала как произведение проникновенного лиризма, идущее от музыкальных традиций прошлого века”[2].

С 1956 года началось длительное плодотворное, получившее мировую известность творческое содружество Элеоноры Восканян с Героем Социалистического труда, Народной артисткой СССР певицей Гоар Гаспарян, которое продолжалось 18 лет. Все эти годы они представляли армянское искусство во многих странах мира, часто являясь первыми профессиональными музыкантами Армении, выступавших в таких странах, как Япония, Канада, Мексика, страны Латинской Америки. Кстати, в Мексике они были приглашены в гости к всемирно известному художнику Д. Сикейросу, который подарил им свои полотна в память о незабываемой встрече. Народный артист России, пианист Евгений Малинин писал:

"Во время гастролей в Мексике и Венесуэле я выступал в совместных концертах с певицей Г. Гаспарян и пианисткой Э. Восканян. Восканян глубокий, тонкий музыкант, со своим творческим лицом. Ее игра отличается строгим вкусом, отличным красивым звуком, тонкостью интерпретации. Все это ставит Э. Восканян в ряд лучших советских пианистов-ансамблистов”.

Первые гастроли Г. Гаспарян и Э. Восканян состоялись в 1958 году в Японии. Концерты (более 20 сольных вечеров) в Стране восходящего солнца проходили в течение двух месяцев. Восхищенные армянской музыкой и исполнителями, японцы просили прислать им ноты армянских композиторов, и в следующий приезд, в 1964 году, японский хор исполнил в их честь армянские произведения.

За 18 лет Г. Гаспарян и Э. Восканян с обширным репертуаром объездили почти весь мир — столицы и города Англии, США, Канады, Мексики, Франции (1962 и 1970), Японии (1958 и 1964), Египта (1962 и 1966), Ирана (1963 и 1966), Сирии, Ливана, Турции, Польши, Греции, ГДР, Болгарии, Финляндии и т.д. Помимо зарубежных выступлений, они побывали с многочисленными концертами в городах Армении и СССР. Везде им сопутствовал и успех, и восторженные отзывы прессы.
<…>

С середины 1980-х бывшая студентка Г. Гаспарян — Эллада Чахоян — попросила Элеонору Сергеевну стать ее концертмейстером в связи с предстоящими ответственными выступлениями. С концертмейстером Восканян Э. Чахоян завоевала звание лауреата в Греции на международном конкурсе “Гран-при Мария Каллас” и в Барселоне на международном конкурсе вокалистов.
<…>

Знакомство Э. Восканян с солисткой Большого театра, Народной артисткой СССР Марией Биешу состоялось в 70-е годы на Всесоюзном конкурсе вокалистов им. Глинки, проводившемся в Кишиневе (в нем участвовали Э. Чахоян и Э. Восканян). Тогда М. Биешу предложила провести совместный концерт, что и было успешно осуществлено в Кишиневе.

Э. С. Восканян приняла участие в Декадах мастеров искусств Армении в Венгрии (1968), Болгарии (1970) и неоднократно выступала на Декадах в Москве. А в 1973 году в группе артистов Армении участвовала в концертах для воинов Советской Армии в Германской Демократической Республике.

Элеонора Восканян выступала в сольных концертах своего брата, виолончелиста Павла Бжикяна (режиссер Ф. Бжикян стал отчимом Э. Восканян после 1937 года), а также исполняла фортепианные дуэты со своей дочерью — пианисткой Назели Иванян. Одно из их последних выступлений состоялось в 1990 году. Программу составили: Адажио Ф. Э. Баха, Соната D-dur Моцарта, Сюита для двух фортепиано Рахманинова, Сюита на ашугские темы Г. Сараджева.
<…>

На Радио Армении сохранилось около 110 фондовых записей концертмейстера Элеоноры Восканян с разными солистами <…>. С Гоар Гаспарян записаны 4 пластинки: на Всесоюзной фирме “Мелодия” (1), в Бразилии (2), а также в Лондоне (1) в сопровождении органа, игрой на котором также владела Э. Восканян.
<…>

Разностороннее дарование Элеоноры Восканян проявилось и на педагогическом поприще. С 1950 года она начала преподавать в ССМШ им. Чайковского, а с 1962 года возобновила педагогическую работу на кафедре специального фортепиано Ереванской консерватории. В 1976 году была утверждена в звании доцента, а в 1982 году — профессора.

Среди учеников Элеоноры Сергеевны по классу специального фортепиано — Народный артист Латвии Раффи Хараджанян, Заслуженная артистка Армении Анаит Нерсесян, профессор Сергей Кечек, доцент Жанна Баграмян, преподаватель консерватории Назели Иванян (дочь). В различных очагах музыкального образования успешно работают Асмик Анчаракян, Зара Вартанян, а также Эрна Гулабян (США), Карине Багдасарян (США), Ашот Алтунян (США), Эдита Татевосян (Греция), Нелли Хачатрян (Германия) и многие другие.
<…>

Воспоминания, высказывания

<…>

***

Анаит Нерсесян
пианистка, Заслуженная артистка Армении, профессор

<…>
В моей творческой биографии одной из таких судьбоносных встреч стало общение и впоследствии уже дружба с выдающимся музыкантом, прекрасным педагогом и пианисткой, замечательным, большой души человеком Элеонорой Сергеевной Восканян.
Будучи в высшей степени эрудированной, высокоинтеллигентной, очень яркой, эмоциональной и обаятельной, требовательной в первую очередь к себе и ко всем, кто ее окружал, имеющей абсолютно индивидуальный подход к каждому юному исполнителю, она громадным масштабом своей личности оставила глубокий след в моей душе и внесла большой вклад в процесс моего музыкантского становления.
<…>

Хочется сказать пару слов о ее уникальном чувстве партнерства на сцене. Помимо того, что она была хорошей пианисткой, она была замечательным концертмейстером. Для солиста это имеет огромное значение. Она работала с великой Гоар Гаспарян, и, сидя в зале, я понимала, как важно именно ее присутствие для Гоар Михайловны…
Элеонора Сергеевна Восканян – это целая эпоха не только в моей жизни, но и в истории музыкального исполнительского искусства Армении!

2014 г.

***

Зара Вартанян
пианистка, завуч ССМШ им. Чайковского

<…>
По истечении времени забывается многое… Но одну встречу с Элеонорой Сергеевной я никогда не забуду. Это было незадолго до ее смерти. Болезнь уже окутала ее своей пеленой и единственное, с чем она не смогла справиться — это острота и ясность ее глубоко посаженных глаз, чарующая улыбка и непрерывно бегающие по белой скатерти пальцы, словно пытающиеся удержать предательски ускользающий из памяти пассаж…
Я благодарна Богу, что очень важный отрезок моей жизни был освещен ее невероятным оптимизмом и мудростью!
Не могу не вспомнить слова великого Гарсия Маркеса: “Не плачь, потому что это закончилось. Улыбнись, потому что это было…”

2014 г.


Концерты

  • 14 ноября 1957

    Вокальный вечер
    Гоар Гаспарян

    В программе: Глюк, Гретри, Гендель, Моро, Шуман, Брюэр, Бишоп, Моцарт, Массе, Бизе, Гуно, Пуччини

  • 3 ноября 1960

    Вокальный вечер
    Гоар Гаспарян

    В программе: Бах, Скарлатти, Шуберт, Лядов, Рахманинов, Адам, Комитас, Меликян, Чухаджян, Доницетти, Дворжак, Гуно



Другие материалы

Ши-Кунь Лю

Ши-Кунь Лю

Фортепиано род. в 1939 г.
Яков Милкис

Яков Милкис

Скрипка 1928–2019

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»