Персоны
Хисако Цудзи
Биография
Цудзи Хисако / 辻久子 (Hisako Tsuji) – японская скрипачка.
С середины 1920-х годов в Японии начинается мода на музыкантов-вундеркиндов. В этом поветрии можно найти и «русский след». Япония была не самым очевидным маршрутом бегства из постреволюционной России, однако часть интеллигенции, в том числе и музыкантов, осела в Токио и в других крупных городах. Они и завели здесь новую традицию раннего обучения детей музыке – до этого в Японии не было принято начинать уроки игры на инструменте до 10 лет.
Хисако Цудзи, впрочем, училась не у иностранных педагогов, а у своего отца, скрипача оркестра Осаки, который целенаправленно воспитывал из нее «ребенка-вундеркинда». Многочасовые занятия на скрипке даже не позволили Хисако посещать общеобразовательную школу. Союз таланта и невероятной работоспособности вскоре принес плоды, с 1935 года юная солистка начинает давать концерты в Осаке, в 1938-м становится победительницей музыкального конкурса Японии, в 1940 году дебютирует с сольной программой в Токио, начинает играть с японскими оркестрами и гастролировать по всей стране.
Хисако Цудзи в сольном концерте в Большом зале 3 мая 1959 года. Партия фортериано – Сарра Райхенштейн.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Весной 1959 года Цудзи совершает гастрольный тур по СССР – выступает в Москве, Киеве и Ленинграде. В Большом зале филармонии она играет сольный концерт. Еще один сольный вечер скрипачки состоится через много лет – 29 ноября 1972 года – в Малом зале имени Глинки.
Впрочем, зарубежная карьера Цудзи не была слишком успешной. Чаще она играла в Японии, где в 2002 году отметила семидесятилетие со дня собственного дебюта сольной программой!
О. Р.
Концерты
-
3 мая 1959
(рукописная книга)
Вечер скрипичной музыки
Хисако Цудзи (Япония)Бетховен. Соната для скрипки и фортепиано № 9 «Крейцерова». Моцарт. Концерт для скрипки с оркестром № 5. Крейслер. Вальс «Радость любви». Вальс «Муки любви». Венский каприс. «Китайский тамбурин». Губай. Фантазия на темы из оперы Бизе «Кармен»