Персоны

Лилия Гриценко

1917–1989
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Лилия Гриценко

Биография

Гриценко Лилия Олимпиевна – актриса театра и кино, певица (сопрано).

Олимпий Гриценко работал мастером на украинских железнодорожных узлах – в Горловке, Ясиноватой, Макеевке… Его дети стали артистами. Николай Гриценко прославится в кино и на сцене Театра имени Вахтангова, Лилия Гриценко будет служить и на оперной, и на драматической сценах.

В Оперную студию Большого театра ее направят после успешных выступлений в конкурсах самодеятельности в Донецке (тогда Сталино) и Днепропетровске, в 1937–1941 она учится в Оперно-драматической студии имени Станиславского у Антонины Неждановой. Артистов здесь готовят универсальных. На драматической сцене Лилия дебютирует в роли Нины в лермонтовском «Маскараде», играет Ларису в «Бесприданнице», Нину Заречную в «Чайке», Елену в «Днях Турбиных». Первой ее большой оперной партией становится Чио-Чио-сан, затем Иоланта, Парася в «Сорочинской ярмарке». В 1948 году театр разделяется на музыкальный и драматический, Лилия Гриценко остается в драматическом, здесь главным режиссером работает ее муж Борис Равенских, но брак длится недолго, и в 1957 году артистка покидает театр, трудовую книжку кладет во Всесоюзное гастрольно-концертное бюро, а в 1960-м поступает в Московский драматический театр имени Пушкина, где служит до 1988 года.

Но долгие годы Лилия Гриценко совмещает игру на сцене с пением. Она поет в экранизациях опер (Оксана в «Черевичках» в 1944-м, Сусанна в «Хованщине» в 1959-м), в художественных фильмах, где снимается до 1988 года: из больших ролей – героини картин «Верные друзья» (1954) и «Парад планет» (1984).

Разносторонний талант Лилии Гриценко используют и в музыкально-драматической композиции по Доде–Бизе «Арлезианка». На записи радиоверсии, сделанной в 1961 году, звучат голоса и многих участников концерта, прошедшего зимой этого же года в Большом зале Ленинградской филармонии, но роль Арлезианки поручена сразу трем актрисам – драматической и двум певицам. Лилия Гриценко справлялась с ролью сама. Это было ее единственное выступление в Большом зале.

В Малом зале имени Глинки с 13 января 1953 года проходили сольные вокальные вечера артистки. Здесь до весны 1967-го Лилия Гриценко исполняла романсы Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Рахманинова, вокальные опусы советских композиторов и старинные русские романсы, в которых была, по воспоминаниям современников, особенно хороша.

И. Р.


Концерты

  • 30 января 1961

    «Арлезианка»
    Музыка Жоржа Бизе

    Литературно-музыкальная композиция Вс. Аксенова по новелле и пьесе А. Доде

  • 1 февраля 1961

    (повторение программы 30 января)

    «Арлезианка»
    Музыка Жоржа Бизе

    Литературно-музыкальная композиция Вс. Аксенова по новелле и пьесе А. Доде




Другие материалы

Георгий Гиновкер

Георгий Гиновкер

Виолончель 1931–2018
Симфонический оркестр Северогерманского радио (NDR Sinfonieorchester)

Симфонический оркестр Северогерманского радио (NDR Sinfonieorchester)

Симфонический оркестр 1945 – по наст. время

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»