Персоны

Има Сумак

1922–2008
Има Сумак в Ленинградской филармонии, предположительно, 13 ноября 1960 года (день первого концерта в Филармонии). © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Има Сумак

Биография

Има Сумак / Yma Sumac (наст. имя – Соила Аугуста Императрис Чаварри дель Кастильо) – перуанская певица.

Има Сумак в концерте в Большом зале, ноябрь 1960 года (точная дата на снимке не указана).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В 1946 году правительство Перу официально подтвердило право Имы Сумак считаться потомком последнего императора цивилизации инков. Можно ли было найти тому фактические обоснования, неважно, но тем самым страна признала певицу величайшей дочерью своего народа. Впрочем, «принцесса инков» к этому времени уже успела сделать себе имя без помощи родословной, одним лишь талантом и удивительным голосом.

Она родилась в перуанских Андах, с раннего возраста убегала с ранчо своих родителей, чтобы «петь скалам и подражать пению птиц» – так поэтично описывали детство Соилы Аугусты в аннотациях на пластинках и в программках концертов.

Голос невероятного диапазона – почти в пять октав – заметит исследователь перуанского фольклора Мойзес Виванко, который станет для «наследницы инков» учителем, а затем и мужем. Возможно, Виванко и посоветовал девушке взять сценический псевдоним: уже во время первых выступлений Соила Аугуста Императрис Чаварри дель Кастильо превращается в Иму Сумак, что в переводе с языка индейцев кечуа означает «красивый цветок» или просто «ах, красиво».

В начале 1940-х Има Сумак начинает выступать в Южной Америке, в 1946 году перебирается в США, где, так и не выучив нотной грамоты, выступает на разных сценах – от бродвейских театров до Карнеги-холла. Ее необычный вокал и специфический репертуар – обработки перуанских песен, сделанные Виванко, покоряют и другие континенты. Певица записывает пластинки, которые расходятся колоссальными по тем временам тиражами, снимается в американском кино, гастролирует по Европе.

Има Сумак и Мойзес Виванко на сцене Большого зала, ноябрь 1960 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В конце 1950-х Виванко и Сумак разводятся, но уже через год играют свадьбу заново и в 1960 году вместе приезжают в СССР. Длительные гастроли музыкантов начнутся с ленинградского Большого зала филармонии. Советская пресса назовет Сумак «перуанским соловьем» и не поскупится на самые восторженные эпитеты в рецензиях.

Конечно, был в этом восторге и некий политический подтекст. Так, школьный библиотекарь, чей отзыв опубликовала пушкинская газета «Вперед», писал:

«Особенно радует то, что в лице Имы Сумак и ее музыкального руководителя композитора Мойзеса Виванко советские люди увидели не Америку пошлых визгливых мелодий, не Америку небоскребов и миллионеров, а представителей древнего племени инков, дочерью которого и является чудесная певица Има Сумак».

Однако пять концертов подряд, прошедших в Большом зале при полном аншлаге, показывают, что интерес к Име Сумак был не только «этнографический» (не каждый день на филармонической сцене встретишь принцессу инков), но и политический. Певица вскользь продемонстрировала владение академическим репертуаром, исполнив «Лунный свет» Дебюсси и Неаполитанскую песню Куртиса, однако большую часть программы, разумеется, посвятила латиноамериканским песням. В гастрольном буклете названия отдельных композиций сопровождалось экзотическими комментариями: «Эта песня рассказывает о звуках, которыми полны джунгли Анд» («Чунчо»), или «в песне говорится о любви – чистой, как воздух в Андах, вечной, как горные вершины родины инков»

В программе звучали оркестровые опусы Виванко, и сам он выступил в дуэте с женой в нескольких фольклорных песнях. Также в концерте приняли участие танцовщицы Кармен Рейес и Чолито Риверо, а в оркестре играл сын Имы и Мойзеса – Карлос Виванко. Сам оркестр, вероятно, был собран специально под концерты перуанских гастролеров из советских музыкантов. В филармонических программках указано, что руководил им Владимир Васильев, в ту пору – главный дирижер Государственного симфонического оркестра кинематографии СССР. Однако все рецензенты упомянули в своих статьях, что за пультом в Большом зале филармонии стоял Ю. Волгин (его биографические данные обнаружить пока не удалось).

Има Сумак в концерте в Большом зале, ноябрь 1960 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В гастрольном буклете Имы Сумак указано, что ее пребывание в СССР продлится с ноября 1960-го по февраль 1961 года и охватит восемь городов – Ленинград, Москву, Таллин, Вильнюс и Минск, Ереван, Баку и Тбилиси. Но тур Сумак и Виванко прервался досрочно. По поводу причин неожиданного отъезда музыкантов ходили разные слухи – от таинственной «ссоры с КГБ» до проявлений вздорного характера перуанской звезды, которая не то оскорбилась, заметив в гостинице тараканов, не то дала пощечину нерасторопному официанту в ресторане. Как бы то ни было, за время советского турне певица успела поработать над озвучанием фантастического фильма «Планета бурь», в котором ее необыкновенный голос передавал инопланетную атмосферу далекой Венеры.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В середине 1960-х годов Сумак и Виванко окончательно расстались, певица продолжила карьеру самостоятельно, экспериментируя с различным репертуаром – записала рок-альбом, участвовала в джазовых фестивалях, ее композиции звучали в голливудских фильмах, включая комедию братьев Коэн «Большой Лебовски»… Последний концерт Има Сумак дала в 1997 году, в 2005-м вышел диск с антологией ее песен, который назывался «Королева экзотики». Сама Има Сумак в 2000-е годы не появлялась на публике, чтобы ее запомнили именно так – экзотичной перуанской принцессой, наследницей древних инков, покорившей мир ХХ века.

И. Р.


Концерты

  • 13 ноября 1960

    (программка-буклет и рукописная книга)

    Вечера латино-американской музыки
    Има Сумак (Перу)

    В программе: Виванко, Дебюсси, Куртис, Вальдерама, Ромето, народные песни и танцы

  • 14 ноября 1960

    (программка-буклет и рукописная книга)

    Вечера латино-американской музыки
    Има Сумак (Перу)

    В программе: Виванко, Дебюсси, Куртис, Вальдерама, Ромето, народные песни и танцы

  • 16 ноября 1960

    (программка-буклет и рукописная книга)

    Вечера латино-американской музыки
    Има Сумак (Перу)

    В программе: Виванко, Дебюсси, Куртис, Вальдерама, Ромето, народные песни и танцы

  • 17 ноября 1960

    (программка-буклет и рукописная книга)

    Вечера латино-американской музыки
    Има Сумак (Перу)

    В программе: Виванко, Дебюсси, Куртис, Вальдерама, Ромето, народные песни и танцы

  • 18 ноября 1960

    (программка-буклет и рукописная книга)

    Вечера латино-американской музыки
    Има Сумак (Перу)

    В программе: Виванко, Дебюсси, Куртис, Вальдерама, Ромето, народные песни и танцы




Другие материалы

Игорь Жуков

Игорь Жуков

Фортепиано 1936–2018
Наталья Журавлева

Наталья Журавлева

Актриса 1937–2017

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»