Персоны

Владимир Торский

1888–1978
Источник изображения: kino-teatr.ru
Владимир Торский

Биография

Торский (Иоралов) Владимир Федорович – артист, режиссер.

Как и для большинства актеров старой школы, для Торского приход в профессию начинался с любительской сцены. Выпускник московского Лазаревского института восточных языков и юрфака Университета, Владимир Торский увлекся театром, сохранив преданность ему вопреки обстоятельствам. В Москве играл в Театре Корша (1909–1914, в 1920–1924 руководил театром), но в основном колесил по стране – Краснодар, Ростов-на-Дону, Одесса, Тбилиси, Рига, Ленинград (в сезоне 1938/1939 был режиссером второй сцены БДТ).

Самой длительной в довоенный период оказалась работа в Сибири. В 1924 году с труппой Театра Корша Владимира Торского направляют в Красноярск для организации театрального дела. До 1931 года он будет главным режиссером передвижного Западно-Сибирского театра, который дает спектакли в Красноярске, Томске, Новосибирске, Перми. В 1931–1936 часть труппы во главе с Торским оставляют на стационарной площадке в Омске. В этом, так называемом 2-м Западно-Сибирском театре художественный руководитель и режиссер Владимир Торский воплощает свои идеи синтетического театра, объединяя в одной труппе артистов драмы, оперы, балета, оркестра.

О синтетическом театре Торского напишут статьи, дипломы, диссертации. Но всё это будет потом. А тогда в 1936-м его обвинят в формализме, труппу преобразуют в Омский областной драмтеатр, а режиссер продолжит кочевую жизнь – вновь Ростов, Москва, Сибирь (Новокузнецк – тогда Сталинск), Калуга (главный режиссер драмтеатра в 1945–1948).

В 1952 году Владимира Торского принимают в штат Московской филармонии. Идеи синтетического театра в это время обретают черты литературно-музыкальных композиций. Они входят в моду и открывают возможности творческой реализации актерам и режиссерам вне стационарной театральной сцены. Одной из таких работ стала композиция «Арлезианка» по новелле Альфонса Доде с музыкой Бизе. Она была создана актером Малого театра Всеволодом Аксеновым (1906–1960), но на сцене Большого зала Ленинградской филармонии представлена в режиссуре его жены – Надежды Аксеновой-Арди. В «Арлезианке» в роли фермера Франсе Мамаи Владимир Федорович Торский единственный раз выступил в Большом зале.

И. Р.


Концерты

  • 30 января 1961

    «Арлезианка»
    Музыка Жоржа Бизе

    Литературно-музыкальная композиция Вс. Аксенова по новелле и пьесе А. Доде

  • 1 февраля 1961

    (повторение программы 30 января)

    «Арлезианка»
    Музыка Жоржа Бизе

    Литературно-музыкальная композиция Вс. Аксенова по новелле и пьесе А. Доде




Другие материалы

Добрин Петков

Добрин Петков

Дирижер 1923–1987
Карл Фридрих

Карл Фридрих

Тенор 1905–1981

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»