Персоны
Николай Рабинович
Биография
Рабинович Николай Семенович – дирижер, педагог.
В дирижерский класс Ленинградской консерватории Николай Рабинович поступил к Николаю Малько, а после его отъезда в 1929 году перешел в класс Александра Гаука. У Гаука в 1930-м окончил консерваторию, а в 1932-м – аспирантуру. 9 мая 1931 года молодой дирижер впервые выступил с оркестром в Филармонии. К этому времени у музыканта уже был небольшой дирижерский опыт записи музыки для кино, и в 1931–1932 годах его пригласили заведовать музыкальной частью «Ленфильма». Контакты с кино продолжились и позднее, когда Рабинович возглавил музыкальной сектор Ленинградского радиовещания (1933–1938). На киностудии он записал музыку Шостаковича (от раннего фильма «Одна» до позднего «Гамлета»), с которым навсегда сохранил самые искренние дружеские отношения. На Ленинградском радио начал сотрудничество с вновь созданным Симфоническим оркестром радиокомитета.
В 1938 году возглавивший Филармонический оркестр Евгений Мравинский приглашает Николая Рабиновича на должность второго дирижера Заслуженного коллектива, ее Рабинович занимает до 1950 года. О его умении работать с оркестром, феноменальном знании партитур и владении самыми разными стилями, о его эрудиции и щедрости, с которой он делился своим опытом с коллегами и студентами, и сегодня ходят легенды.
Бытует устойчивое мнение, что концертов у дирижера было незаслуженно мало. Архивы филармонических программ его опровергают. Только до войны Николай Рабинович дал с оркестром 39 концертов. Не менее 22-х концертов (сохранились не все программы) состоялось в эвакуации в Новосибирске и близлежащих городах; Мравинский и Рабинович дирижировали оркестром по отделению 30 июля 1944 года на прощальном концерте в Новосибирске перед возвращением в Ленинград. Здесь на сцене Большого зала состоялось еще более полусотни концертов Заслуженного коллектива под управлением Николая Семеновича Рабиновича, последний из них прошел 5 ноября 1971 года, когда прозвучали «Дон Жуан» Р. Штрауса, симфония № 6 Бетховена и Концерт для скрипки и виолончели с оркестром Брамса, в котором солировали Олег Каган и Наталия Гутман.
22 ноября 1937 года Рабинович впервые выступает в Филармонии с Большим симфоническим оркестром Ленинградского радиокомитета, с ним дает концерт 26 октября и 21 ноября 1941-го в блокадном Ленинграде, а в 1950-м становится его главным дирижером. В 1953-м коллектив входит в состав Филармонии, и Рабинович руководит им до октября 1954 года. Но сотрудничество с коллективом продолжается еще четверть века. Последние совместные концерты в Большом зале музыканты дают 8 и 9 февраля 1971-го, в программе были фрагменты из опер Вагнера и Малер – «Песни странствующего подмастерья» ( Лайма Андерсон) и, впервые в Ленинграде, Адажио из Десятой незавершенной симфонии.
Всего в залах Филармонии с Симфоническим оркестром у Рабиновича проходит 35 концертов. Еще больше – 93 – он дает на других площадках: в студии Дома радио, в университете и Политехническом институте, в Домах культуры, летние – в ЦПКО, Измайловском саду, Зеленогорске. В картотеке значатся и 27 концертов Симфонического оркестра под управлением Рабиновича в Капелле: после перехода коллектива в состав Филармонии возникли трудности в планировании репетиционного и концертного расписания, и зал Капеллы до начала 1970-х был для второго оркестра основной, наряду с Большим залом, сценой для выступлений, организованных Филармонией.
Николай Семенович Рабинович выступает в Большом зале и со студенческим оркестром консерватории, где он работает с 1939 года, а с 1957-го возглавляет кафедру оперно-симфонического дирижирования. У него учатся дирижеры Марис Янсонс, Неэме Ярви, Александр Дмитриев, Юрий Симонов. Он воспитывает и студентов оркестровых факультетов, исполняя со студенческим оркестром сложнейшие партитуры. В 1966-м, когда Филармония из-за гастролей решила отложить ленинградскую премьеру Второго виолончельного концерта Шостаковича, она, фактически экспромтом, состоялась в консерватории, играл Мстислав Ростропович, а студенческим оркестром дирижировал Николай Рабинович. С коллективами консерватории – оркестром и хором – Рабинович исполнил 25 декабря 1964 года, впервые в СССР, «Военный реквием» Бриттена.
Премьер в программах дирижера было не так уж много. Кроме Бриттена и Десятой симфонии Малера, это первое исполнение концертной версии музыки Шостаковича к кинофильму «Гамлет» (10.02.1965), «Метаморфозы» Рихарда Штрауса (впервые в Ленинграде), несколько сочинений современных советских авторов. Но было в его репертуаре много «редкостей». Это «Песнь о земле», вокальные циклы и симфонии №№ 1 и 4 Малера, симфонии №№ 4 и 7 Брукнера (Малер и Брукнер тогда почти не звучали) «Итальянские увертюры» Шуберта, валторновый концерт Рихарда Штрауса, скрипичный концерт Карловича, балетная музыка Люлли и Глюка, концерты Корелли, Магнификат Вивальди. Опытный оперный дирижер, работавший и в Малом оперном (1944–1948), и в Оперной студии консерватории, Рабинович представлял на сцене Филармонии оперы в концертном исполнении – «Фиделио» Бетховена, «Орфея» Глюка, II акт «Тристана и Изольды» Вагнера, оперетту Иоганна Штрауса «Летучая мышь», в эвакуации – «Евгения Онегина» Чайковского.
Важнейшее место в репертуаре дирижера занимала австрийская музыка.
«Николай Семенович, – вспоминает Александр Дмитриев, – продирижировал всеми симфониями Бетховена и Брамса на концертных эстрадах Ленинграда, а в его консерваторском классе опусы этих авторов, наряду с Моцартом, были своего рода ‘’настольной книгой’’, которую обязан был прочесть каждый студент».
Еще один акцент в филармонических программах Рабиновича – добаховская музыка, интерес к которой был велик в Европе, но непросто приживался на отечественной сцене. Неслучайно именно Рабинович последние три года своей жизни возглавлял новый Оркестр старинной и современной музыки, с которым открыл слушателям неизвестные сочинения старых мастеров.
В 1996 году в американском издательстве H. A. Frager&Co вышла книга «Памяти Н. С. Рабиновича. Очерки, воспоминания, документы» (составитель Давид Бухин), где собраны заметки музыкантов, выступавших с Рабиновичем, и его учеников – официальных и неофициальных, а таких было немало, в их числе – Юрий Темирканов. Сам же Николай Семенович называл своим учителем первый Филармонический оркестр. На фотографии 1939 года, хранящейся в архивах библиотеки Филармонии, он написал:
«Моему коллективному воспитателю оркестру Ленфилармонии в память 8-летней совместной работы.
30/XII 39
Н. Рабинович».
И. Р.
Концерты
-
9 мая 1931
(машинопись)
Филармонический оркестр
Дирижер – Николай Рабинович[Бетховен. Музыка к трагедии «Эгмонт»] (программа не указана)
-
3 марта 1932
(анонс)
Показательный концерт художественной продукции филармонии,
устраиваемый в честь I рабочего шефа филармонии завода «Красный гвоздильщик»В программе: Глинка, Мусоргский, Вебер, Бетховен, Крейслер, Сарасате, Чайковский, Шуберт, Цейтлин, Поппер, Ипполитов-Иванов, Брамс, Тома, Моцарт, Корчмарев
-
18 марта 1932
(анонс)
Культпоход Собеса
Монтаж. «Парижская коммуна». Гладковский. «26». Бетховен. «Эгмонт». Вагнер. Увертюра к опере «Риенци». Берлиоз. Ракоци-марш из драматической легенды «Осуждение Фауста»
-
19 января 1933
(анонс)
Закрытый концерт
Вагнер. Фрагменты из опер «Летучий голландец», «Лоэнгрин», «Зигфрид», «Нюрнбергские мейстерзингеры». Сборный концерт
-
3 ноября 1933
1-й концерт 2-го абонемента (анонс)
Симфонический концерт
Цикл «Эпохи и жанры западноевропейской музыки»
Дирижер – Николай Рабинович
В программе: Корелли, Пёрселл, Люлли, Вивальди, Гендель, Вивальди
-
5 ноября 1933
(анонс)
Закрытый симфонический концерт
Дирижер – Николай Рабинович
Бородин. Симфония № 2 «Богатырская». Глазунов. Антракт и третье действие из балета «Раймонда». Римский-Корсаков. Полонез из оперы «Ночь под Рождество»
-
8 ноября 1933
(анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Николай Рабинович
Лист. Симфоническая поэма «Плач о героях». Бетховен. Увертюра «Леонора» № 3. Глазунов. Антракт из третьего действия балета «Раймонда». Бородин. Половецкие пляски
-
21 марта 1934
6-й концерт 2-го абонемента (анонс)
Симфонический концерт
Цикл «Эпохи и жанры западноевропейской музыки»
Дирижер – Николай Рабинович
Шуберт. Симфония № 8 «Неоконченная». Дуэт и Марш из оперы «Домашняя война». Вебер. Увертюра к опере «Вольный стрелок». Антракт к III действию. Ария Агаты. Увертюра к опере «Абу Гассан». Обер. Дуэт из II акта и увертюра из оперы «Немая из Портичи»
-
9 мая 1934
9-й концерт 2-го абонемента (машинопись)
Симфонический концерт
Цикл «Эпохи и жанры западноевропейской музыки»
Дирижер – Николай РабиновичШтраус Р. Симфоническая поэма «Дон Жуан». Равель. Интродукция и Аллегро для арфы с оркестром. Брамс. Симфония № 4
-
29 ноября 1934
(анонс)
Университет музыкальной культуры
II цикл. I концерт
Симфоническая музыкаЛюлли. Увертюра к опере «Роланд». Корелли. Concerto Grosso. Бах. Сюита для оркестра № 2. Моцарт. Концерт для скрипки с оркестром № 4. Гайдн. Симфония № 5
-
29 января 1935
(анонс)
Университет музыкальной культуры
IV цикл. III концерт-лекция
«Развитие французской, немецкой и итальянской оперы в эпоху Империи и Реставрации»В программе: Бетховен, Россини, Вебер, Обер
-
26 апреля 1936
(машинопись)
Симфонический концерт
Дирижер – Николай РабиновичШостакович. Симфония № 1. Дзержинский. Концерт для фортепиано с оркестром. Щербачев. Сюита из музыки к звуковому фильму «Гроза»
-
27 апреля 1936
23-й концерт 3-го абонемента (машинопись)
Симфонический концерт
Дирижер – Николай РабиновичШостакович. Симфония № 1. Дзержинский. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Щербачев. Сюита из музыки к звуковому фильму «Гроза»
-
4 мая 1936
7-й концерт 4-го абонемента (машинопись)
Симфонический концерт
Дирижер – Николай РабиновичШостакович. Симфония № 1. Р. Штраус. Концерт для валторны с оркестром. Щербачев. Сюита из музыки к звуковому фильму «Гроза»
-
14 ноября 1937
Симфонический концерт
Дирижер – Николай РабиновичБетховен. Симфония № 8. Две песни Клерхен из музыки к драме Гете «Эгмонт». Симфония № 7
-
16 ноября 1937
I концерт
Декада советской музыки
В программе: Соловьев-Седой, Мясковский, Желобинский, Шостакович, Гнесин, Дзержинский
-
22 ноября 1937
VI концерт
Декада советской музыки
Пергамент. Симфоническая поэма «Айно». Туренков. «Лявониха». «Толкачики». Прокофьев. «Русская увертюра». Палиашвили. Лезгинка и ария из оперы «Даиси». Ария из оперы «Абессалом и Этери». Хачатурян. «Песня о Сталине»
-
23 ноября 1937
VI концерт (программка на 23 и 24 ноября, с аннотацией и рукописными пометами в скобках)
Культпоход завода «Электросила»
Декада советской музыкиВ программе: Ган, Ходжа-Эйнатов, Гнесин, Прицкер, Соловьев-Седой, Юдин, Свиридов, Желобинский, Дунаевский
-
24 ноября 1937
VII концерт (программка на 23 и 24 ноября)
Декада советской музыки
В программе: Ган, Ходжа-Эйнатов, Гнесин, Прицкер, Соловьев-Седой, Юдин, Свиридов, Желобинский, Дунаевский
-
6 января 1938
2-й концерт молодежного абонемента (программа с аннотацией и составом оркестра)
Симфонический концерт
Дирижер – Николай РабиновичЧайковский. Симфония № 4. Арии из опер «Чародейка», «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Черевички». «Франческа да Римини»