Персоны

Эри Клас

1939–2016
Источник изображения: muzobozrenie.ru
Эри Клас

Биография

Клас Эри – эстонский дирижер.

Детство Эри Клас провел на Урале, в эвакуации. Здесь его мать, пианистка Ана Клас преподавала и выступала в фортепианном дуэте с Бруно Лукком – в 1944 году дуэт впервые выступил в Большом зале Ленинградской филармонии, а в 1950-е Ана Клас неоднократно играла в Малом зале имени Глинки, приезжая уже из Таллина, куда перебралась с сыном и мужем-виолончелистом после войны.

По семейному преданию, стать дирижером Эри Класу посоветовал Давид Ойстрах – отдыхая в Пярну с семьей, Ойстрах услышал, как мальчик занимается на скрипке, и посоветовал родителям отдать его на дирижерский факультет училища. Параллельно с хоровым дирижированием в Таллинском училище Эри учился играть на ударных инструментах, и довольно рано был принят в ударную группу Эстонского симфонического оркестра, рядом с ним в оркестре, кстати, сидел другой будущий знаменитый дирижер – Неэми Ярви!

Именно как литаврист Эри Клас впервые выходит и на сцену Большого зала Ленинградской филармонии в концерте Эстонского мужского хора в 1962 году. У руководителя хора – дирижера Густава Эрнесакса – Клас в 1964-м окончит Таллинскую консерваторию. На выпускном экзамене он дирижировал «Американцем в Париже» Гершвина, тайно мечтая, но не слишком рассчитывая однажды самому побывать и в Нью-Йорке, и в Париже в качестве приглашенного музыканта. Мечты эти сбудутся: эстонец Клас будет дирижировать и в США, и в Японии, сотрудничать со скандинавскими и европейскими оркестрами. А пока, в 1964-м, он поступает в аспирантский класс Николая Рабиновича в Ленинградскую консерваторию, а в Филармонию ходит исключительно как слушатель, набираясь опыта на репетициях и на концертах будущих коллег. Учиться он продолжает и в конце 1960-х, несколько сезонов стажируясь у Бориса Хайкина в Большом театре, а в 1975 году сам возглавляет оперный театр «Эстония» – с этим коллективом он работает долгие-долгие годы, совмещая пост в Таллине с заграничными контрактами.

С 1975 года дирижер Эри Клас начинает выступать и в Ленинградской филармонии. В программе первого концерта с Симфоническим оркестром, помимо Мусоргского и эстонских композиторов, всё тот же «Американец в Париже»! В 1970-е годы Клас нередко приезжает сюда с Гидоном Кремером и Татьяной Гринденко. Музыкантов объединяет страсть к новой, современной музыке, а потому в программах Большого зала оркестры под управлением Класа аккомпанируют семейному на тот момент дуэту скрипачей не только в концертах Баха, Прокофьева и Бетховена, в их исполнении звучат ленинградские премьеры Пярта и Шнитке. Впрочем, большинство программ Класа в Филармонии вполне традиционны: дирижера приглашают на вечера симфонических миниатюр, он играет здесь монографии Моцарта, в 1990 году с Эстонским государственным симфоническим оркестром, Камерным хором Эстонской филармонии и с хоровыми коллективами Калифорнийского университета исполняет ораторию «Сотворение мира» Гайдна…

К моменту распада Советского Союза Эри Клас пользовался большим авторитетом в Эстонии. Ходили даже разговоры о выдвижении дирижера на пост президента! Сам маэстро на это ответил:

«Хотя я могу говорить на семи языках и умею договариваться с людьми и жить без скандалов, я не хочу принадлежать какой-то одной партии, быть выразителем ее интересов и взглядов. Лучше я буду строить мосты и культурные связи. Быть знаменитым дирижером-эстонцем ничуть не хуже, чем быть президентом Эстонии».

«Культурные связи» Класа действительно распространялись на весь мир, он часто появлялся за пультами ведущих европейских и американских оркестров, преподавал в Академии им. Сибелиуса в Хельсинки, возглавлял Шведскую королевскую оперу, Симфонический оркестр Нидерландского радио, являлся художественным руководителем филармонии Тампере, первым приглашенным дирижером Финской национальной оперы, главным дирижером датского Симфонического оркестра Орхуса, с которым 24 мая 1995 года дал концерт и в Петербургской филармонии.

Сюда эстонский маэстро приезжает и в 2000-е годы. В 2005-м – с Камерным оркестром Таллина. В 2007-м в последний раз выходит на сцену Большого зала с Заслуженным коллективом, который под его управлением исполнил «Смерть и просветление» Рихарда Штрауса, Симфонию Франка и леворучный концерт Равеля, солировал Мирослав Култышев.

В 2000-е годы, помимо художественного руководства Таллинской филармонией и собственного класса в Таллинской консерватории, маэстро тесно сотрудничал с Московским театром «Новая Опера»: в 2006–2011 – как главный, а с 2013-го – как приглашенный дирижер.

Все, кому довелось общаться с дирижером, вспоминают и о его завидном чувстве юмора. Забавные истории из своей жизни Эри Клас собрал в книге «Портфель воспоминаний», на русском языке она вышла в 2006 году (М.: «Композитор») под названием «Дирижер. Лицом к залу».

О. Р.


Концерты

  • 5 января 1975 (днем)

    2-й концерт 10-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эри Клас

    Калныньш. Симония № 4 «Рок-симфония». Мусоргский. Монолог Бориса из оперы «Борис Годунов». Данькевич. Ария Богдана из оперы «Богдан Хмельницкий». Гершвин. Симфоническая поэма «Американец в Париже»

  • 3 февраля 1975

    Вечер скрипичных концертов
    Солист – Гидон Кремер
    Дирижер – Эри Клас

    Бах. Концерт для скрипки и гобоя с оркестром. Прокофьев. Концерт № 2. Бетховен. Концерт ре мажор

  • 27 октября 1977

    Вечер скрипичных концертов
    Дирижер – Эри Клас

    Пярт. Двойной концерт для двух скрипок, клавесина и подготовленного рояля «Tabula rasa». Сибелиус. Концерт для скрипки с оркестром. Шнитке. Concerto grosso для двух скрипок, клавесина, подготовленного рояля и струнных

  • 22 декабря 1978

    Вечер симфонических миниатюр
    Дирижер – Эри Клас

    В программе: Григ, Дворжак, Сибелиус, Брамс, Чайковский, И. Штраус (сын), И.Штраус (отец)

  • 15 февраля 1981

    3-й концерт 6-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эри Клас

    Моцарт. Дивертисмент № 7. Концерт для фортепиано с оркестром № 20. «Маленькая ночная серенада». Симфония № 29

  • 16 февраля 1981

    Вечер фортепианных концертов
    Солист – Дмитрий Башкиров
    Дирижер – Эри Клас

    Моцарт. Дивертисмент № 7. Концерт для фортепиано с оркестром № 20. Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2

  • 27 октября 1982

    1-й концерт 9-го абонемента

    К 100-летию Заслуженного коллектива РСФСР академического
    симфонического оркестра филармонии
    Брамс (к 150-летию со дня рождения)
    Симфонический концерт
    Дирижер – Эри Клас

    Брамс. Концерт для скрипки с оркестром. Симфония № 4

  • 28 октября 1982

    (повтор программы 27 октября)

    К 100-летию Заслуженного коллектива РСФСР академического
    симфонического оркестра филармонии
    Брамс (к 150-летию со дня рождения)
    Симфонический концерт
    Дирижер – Эри Клас

    Брамс. Концерт для скрипки с оркестром. Симфония № 4

  • 23 мая 1983

    5-й концерт 8-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эри Клас

    Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром. Сибелиус. Симфония № 5

  • 16 марта 1985

    4-й концерт 8-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эри Клас

    Дебюсси. Прелюдия «Послеполуденный отдых фавна». Равель. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Шнитке. Симфония № 3

  • 17 марта 1985

    (повтор программы 16 марта)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эри Клас

    Дебюсси. Прелюдия «Послеполуденный отдых фавна». Равель. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Шнитке. Симфония № 3




Другие материалы

Герберт фон Караян

Герберт фон Караян

Дирижер 1908–1989
Галина Ковалева

Галина Ковалева

Сопрано 1932–1995

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»