Персоны
Эри Клас
Биография
Клас Эри – эстонский дирижер.
Детство Эри Клас провел на Урале, в эвакуации. Здесь его мать, пианистка Ана Клас преподавала и выступала в фортепианном дуэте с Бруно Лукком – в 1944 году дуэт впервые выступил в Большом зале Ленинградской филармонии, а в 1950-е Ана Клас неоднократно играла в Малом зале имени Глинки, приезжая уже из Таллина, куда перебралась с сыном и мужем-виолончелистом после войны.
По семейному преданию, стать дирижером Эри Класу посоветовал Давид Ойстрах – отдыхая в Пярну с семьей, Ойстрах услышал, как мальчик занимается на скрипке, и посоветовал родителям отдать его на дирижерский факультет училища. Параллельно с хоровым дирижированием в Таллинском училище Эри учился играть на ударных инструментах, и довольно рано был принят в ударную группу Эстонского симфонического оркестра, рядом с ним в оркестре, кстати, сидел другой будущий знаменитый дирижер – Неэми Ярви!
Именно как литаврист Эри Клас впервые выходит и на сцену Большого зала Ленинградской филармонии в концерте Эстонского мужского хора в 1962 году. У руководителя хора – дирижера Густава Эрнесакса – Клас в 1964-м окончит Таллинскую консерваторию. На выпускном экзамене он дирижировал «Американцем в Париже» Гершвина, тайно мечтая, но не слишком рассчитывая однажды самому побывать и в Нью-Йорке, и в Париже в качестве приглашенного музыканта. Мечты эти сбудутся: эстонец Клас будет дирижировать и в США, и в Японии, сотрудничать со скандинавскими и европейскими оркестрами. А пока, в 1964-м, он поступает в аспирантский класс Николая Рабиновича в Ленинградскую консерваторию, а в Филармонию ходит исключительно как слушатель, набираясь опыта на репетициях и на концертах будущих коллег. Учиться он продолжает и в конце 1960-х, несколько сезонов стажируясь у Бориса Хайкина в Большом театре, а в 1975 году сам возглавляет оперный театр «Эстония» – с этим коллективом он работает долгие-долгие годы, совмещая пост в Таллине с заграничными контрактами.
С 1975 года дирижер Эри Клас начинает выступать и в Ленинградской филармонии. В программе первого концерта с Симфоническим оркестром, помимо Мусоргского и эстонских композиторов, всё тот же «Американец в Париже»! В 1970-е годы Клас нередко приезжает сюда с Гидоном Кремером и Татьяной Гринденко. Музыкантов объединяет страсть к новой, современной музыке, а потому в программах Большого зала оркестры под управлением Класа аккомпанируют семейному на тот момент дуэту скрипачей не только в концертах Баха, Прокофьева и Бетховена, в их исполнении звучат ленинградские премьеры Пярта и Шнитке. Впрочем, большинство программ Класа в Филармонии вполне традиционны: дирижера приглашают на вечера симфонических миниатюр, он играет здесь монографии Моцарта, в 1990 году с Эстонским государственным симфоническим оркестром, Камерным хором Эстонской филармонии и с хоровыми коллективами Калифорнийского университета исполняет ораторию «Сотворение мира» Гайдна…
К моменту распада Советского Союза Эри Клас пользовался большим авторитетом в Эстонии. Ходили даже разговоры о выдвижении дирижера на пост президента! Сам маэстро на это ответил:
«Хотя я могу говорить на семи языках и умею договариваться с людьми и жить без скандалов, я не хочу принадлежать какой-то одной партии, быть выразителем ее интересов и взглядов. Лучше я буду строить мосты и культурные связи. Быть знаменитым дирижером-эстонцем ничуть не хуже, чем быть президентом Эстонии».
«Культурные связи» Класа действительно распространялись на весь мир, он часто появлялся за пультами ведущих европейских и американских оркестров, преподавал в Академии им. Сибелиуса в Хельсинки, возглавлял Шведскую королевскую оперу, Симфонический оркестр Нидерландского радио, являлся художественным руководителем филармонии Тампере, первым приглашенным дирижером Финской национальной оперы, главным дирижером датского Симфонического оркестра Орхуса, с которым 24 мая 1995 года дал концерт и в Петербургской филармонии.
Сюда эстонский маэстро приезжает и в 2000-е годы. В 2005-м – с Камерным оркестром Таллина. В 2007-м в последний раз выходит на сцену Большого зала с Заслуженным коллективом, который под его управлением исполнил «Смерть и просветление» Рихарда Штрауса, Симфонию Франка и леворучный концерт Равеля, солировал Мирослав Култышев.
В 2000-е годы, помимо художественного руководства Таллинской филармонией и собственного класса в Таллинской консерватории, маэстро тесно сотрудничал с Московским театром «Новая Опера»: в 2006–2011 – как главный, а с 2013-го – как приглашенный дирижер.
Все, кому довелось общаться с дирижером, вспоминают и о его завидном чувстве юмора. Забавные истории из своей жизни Эри Клас собрал в книге «Портфель воспоминаний», на русском языке она вышла в 2006 году (М.: «Композитор») под названием «Дирижер. Лицом к залу».
О. Р.
Концерты
-
5 января 1975 (днем)
2-й концерт 10-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Эри КласКалныньш. Симония № 4 «Рок-симфония». Мусоргский. Монолог Бориса из оперы «Борис Годунов». Данькевич. Ария Богдана из оперы «Богдан Хмельницкий». Гершвин. Симфоническая поэма «Американец в Париже»
-
3 февраля 1975
Вечер скрипичных концертов
Солист – Гидон Кремер
Дирижер – Эри КласБах. Концерт для скрипки и гобоя с оркестром. Прокофьев. Концерт № 2. Бетховен. Концерт ре мажор
-
27 октября 1977
Вечер скрипичных концертов
Дирижер – Эри КласПярт. Двойной концерт для двух скрипок, клавесина и подготовленного рояля «Tabula rasa». Сибелиус. Концерт для скрипки с оркестром. Шнитке. Concerto grosso для двух скрипок, клавесина, подготовленного рояля и струнных
-
22 декабря 1978
Вечер симфонических миниатюр
Дирижер – Эри КласВ программе: Григ, Дворжак, Сибелиус, Брамс, Чайковский, И. Штраус (сын), И.Штраус (отец)
-
15 февраля 1981
3-й концерт 6-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Эри КласМоцарт. Дивертисмент № 7. Концерт для фортепиано с оркестром № 20. «Маленькая ночная серенада». Симфония № 29
-
16 февраля 1981
Вечер фортепианных концертов
Солист – Дмитрий Башкиров
Дирижер – Эри КласМоцарт. Дивертисмент № 7. Концерт для фортепиано с оркестром № 20. Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2
-
27 октября 1982
1-й концерт 9-го абонемента
К 100-летию Заслуженного коллектива РСФСР академического
симфонического оркестра филармонии
Брамс (к 150-летию со дня рождения)
Симфонический концерт
Дирижер – Эри КласБрамс. Концерт для скрипки с оркестром. Симфония № 4
-
28 октября 1982
(повтор программы 27 октября)
К 100-летию Заслуженного коллектива РСФСР академического
симфонического оркестра филармонии
Брамс (к 150-летию со дня рождения)
Симфонический концерт
Дирижер – Эри КласБрамс. Концерт для скрипки с оркестром. Симфония № 4
-
23 мая 1983
5-й концерт 8-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Эри КласДворжак. Концерт для виолончели с оркестром. Сибелиус. Симфония № 5
-
16 марта 1985
4-й концерт 8-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Эри КласДебюсси. Прелюдия «Послеполуденный отдых фавна». Равель. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Шнитке. Симфония № 3
-
17 марта 1985
(повтор программы 16 марта)
Симфонический концерт
Дирижер – Эри КласДебюсси. Прелюдия «Послеполуденный отдых фавна». Равель. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Шнитке. Симфония № 3