Персоны
Евгения Козырева
Биография
Козырева Евгения Николаевна – актриса.
Актрисой Евгения Козырева решила стать после войны, которую всю прошла в действующей армии. В 1951 году она окончила ГИТИС, поступила в Театр им. Маяковского и сразу стала звездой труппы. Режиссер Николай Охлопков специально «под Козыреву» поставил «Грозу» Островского – спектакль имел огромный успех. С «Медеей» Еврипида случилось по-другому. Сама актриса вспоминала:
«Однажды я столкнулась с Николаем Павловичем в маленькой раздевалке на актерском подъезде. Одеваю свое пальтишко, а Охлопков и говорит: ‘’Женечка! Что-то я тебя давно на сцене не видел. Слушай, а ты знаешь “Медею” Еврипида?’’ Я сказала: ‘’Да. На первом курсе мы проходили. Я помню – Аристофан, Еврипид, Софокл’’. Он велит: ‘’Иди, достань пьесу’’. … Беру в библиотеке коричневую книжку, листаю, читаю и чувствую – ну, этого не может быть! Про такую злодейку, которая режет своих детей, – как это сейчас играть?
Вызывает Охлопков меня к себе: ‘’Ну, как ты?’’ А я честно говорю:
– Я знаю, что вы всегда современны, но что можно сказать сейчас про эту женщину, которая зарезала детей и из ревности черт знает что натворила.
– Женя! Ты не понимаешь! Это великая личность! Греческие герои, и эта Медея – это грандиозный калейдоскоп человеческих страстей. Они если любят – так уж любят, ненавидят – так уж ненавидят. Мстят – так уж мстят, прощают – так уж прощают… И все на высшем уровне! Женя, ты понимаешь, каким должен быть человек?! Мы должны вознести человека до высоких страстей. Что это такое – кастрюли, картошка, уборка… Мы возьмем греческую трагедию. Я еще не знаю, как ее делать, но мы это сделаем».
Тем не менее при распределении ролей режиссер поставил Козыреву вовсе не первой претенденткой на главную роль и лишь после первых читок утвердил Евгению Николаевну – единственную, без дублерши во втором составе. Спектакль шел в сопровождении симфонического оркестра и хора Республиканской капеллы Юрлова, древнегреческую трагедию иллюстрировали фрагментами из оперы «Орестея» Танеева. В Москве «Медею» играли в консерваторском зале, на гастролях по стране случалось давать спектакли на цирковых манежах, в Минске выступали на площади под открытым небом – ближе к античным традициям.
В мае 1962 года Охлопков привез свою «Медею» и в Ленинград, причем не на театральную сцену, а в Большой зал филармонии. Для Евгении Козыревой, как и для других артистов труппы, это окажется первым и последним выходами на филармоническую сцену. «Медея» станет самой яркой ролью в ее театральной карьере. После смерти Охлопкова, не сойдясь характерами с новым художественным руководством, она уйдет из театра. Будет преподавать в ГИТИСе. Снимется в нескольких фильмах. Театральный критик Нина Велихова напишет об актрисе:
«Её амплуа было настолько редким, что прошло несколько десятков лет, как она не играет, а её место, место трагедийной героини, остаётся свободным. Она промелькнула, как метеор, вспыхнула, удивила всех и ушла со сцены».
О. Р.
Концерты
-
28 мая 1962
Спектакль-концерт Московского театра имени Владимира Маяковского
Еврипид. Трагедия «Медея», музыка С. Танеева (Постановка Николая Охлопкова)
-
30 мая 1962
(повтор спектакля 28 мая)
Спектакль-концерт Московского театра имени Владимира Маяковского
Еврипид. Трагедия «Медея», музыка С. Танеева (Постановка Николая Охлопкова)
-
31 мая 1962
(повтор спектаклей 28 и 30 мая)
Спектакль-концерт Московского театра имени Владимира Маяковского
Еврипид. Трагедия «Медея», музыка С. Танеева (Постановка Николая Охлопкова)