Персоны
Тереза Стратас
Биография
Стратас Тереза (настоящее имя – Анастасия Стратакис / Anastasia Stratakis) – канадская певица греческого происхождения, сопрано.
Образ Терезы Стратас не вписывался в традиционный типаж оперной дивы. Она блистала на сценах лучших театров мира, но могла неожиданно пропасть из поля зрения публики и отправиться в Индию помогать Матери Терезе ухаживать за неизлечимыми больными. Она сотрудничала с ведущими дирижерами Европы и Америки, но могла вдруг променять сцены Ла Скала и Метрополитен-оперы на бродвейские подмостки, или отменить серию очередных выступлений в операх Верди и Пуччини ради того, чтобы записать пластинку с зонгами Курта Вайля. Ее поклонники готовы были терпеть эти неожиданные выходки, но карьера ее закончилась из-за врачебной ошибки.
Первыми слушателями юной певицы, тогда ее звали Анастасией Стратакис, были посетители семейного ресторанчика, который держали в Торонто родители девушки, греческие эмигранты. Здесь Стратакис исполняла по вечерам критские песни и популярные мелодии, со временем значительно расширив аудиторию – ее начали приглашать на радио. Анастасии было 16 лет, когда родители подарили ей билеты в театр на гастроли труппы Метрополитен-оперы, в тот вечер давали «Травиату». Первая встреча с оперой определит всю ее судьбу, а партия Виолетты однажды станет ее счастливой картой.
В 1958 году Стратакис окончила Королевскую консерваторию в Торонто и в тот же год, взяв псевдоним «Тереза Стратас», дебютировала в «Богеме» Пуччини в партии Мими. Через год состоится ее дебют в Метрополитен, где Стратас будет петь до окончания карьеры. С начала 1960-х годов начнется ее международная карьера. Обладая невероятно широким репертуаром, певица исполняет главные партии в операх, от Моцарта до Пуччини, в Вене, Берлине, Дрездене, Милане и Париже.
В СССР Тереза Стратас впервые приезжает на заре своей славы, в 1962 году вместе с Монреальским симфоническим оркестром. Под управлением Зубина Меты она поет в Большом зале Ленинградской филармонии арии Моцарта, Пуччини и Верди. С Метой певицу связывали не только профессиональные отношения, но и длительный бурный роман, который продолжался много лет, но так и не окончился браком.
Уже летом 1963-го ленинградская публика снова будет аплодировать канадской диве: в Театре им. Кирова (Мариинском) она поет Татьяну в «Евгении Онегине», в партии Онегина – Георг Отс. Однако на филармонической сцене певица выступать больше не будет.
В 1972 году Стратас снимется в фильме-опере «Евгений Онегин», поставленном в Германии, ее можно увидеть и в главных партиях-ролях в кинематографических версиях «Саломеи» Рихарда Штрауса, «Проданной невесты» Сметаны, «Паяцев» Леонкавалло. Но всемирную славу певица получит после выхода «Травиаты» Франко Дзеффирелли, где ее партнером по съемочной площадке станет Пласидо Доминго.
Впрочем, Терезе Стратас всегда было тесно в традиционном оперном репертуаре. Она участвовала в постановках новых американских опер – пела в «Последнем дикаре» Менотти и в «Призраках Версаля» Корильяно, именно ее в 1979 году пригласил Пьер Булез исполнить партию главной героини на премьере «Лулу» Берга (это была первая постановка версии оперы, оконченной австрийским композитором Фридрихом Церхой).
Казалось, певица вовсе не боялась потерять известность, уйти в тень, не раз прерывая карьеру ради различных благотворительных проектов. Благотворительностью она займется и после вынужденного ухода со сцены: в 1995 году в одной из канадских больниц Тереза Стратас перенесла рядовую операцию, после которой в результате врачебной ошибки ее голос исчез.
О. Р.
Концерты
-
29 апреля 1962
Симфонический концерт
Дирижер – Зубин МетаВ программе: Вебер, Маттон, Моцарт, Пуччини, Верди, Дворжак