Персоны

Альма-трио

1942 – по наст. время
Часть программки концерта Альма-трио 30 января 1947 года в Сан-Франциско (США). Источник изображения: loc.gov
Альма-трио

Биография

Альма-трио / Alma-trio – ансамбль, созданный в 1942 году в США под патронажем Иегуди Менухина.

История создания трио связана с именем великого скрипача Иегуди Менухина, хотя сам он в ансамбле никогда не играл. В конце 1930-х годов Менухин встречает в Нью-Йорке пианиста Адольфа Баллера (1909–1994). Уроженец городка Брод (ныне Украина, а в те времена – Австро-Венгрия), Баллер уже в 13 лет давал сольные концерты в Венской филармонии, до начала войны гастролировал по Европе как солист и ансамблист. После аншлюса карьера музыканта с еврейскими корнями в Вене продолжаться не могла. Прежде чем эмигрировать, пианист успеет оказаться в тюрьме, где ему сильно повредят руку, но сумеет выбраться и в 1939-м приедет в Нью-Йорк. Услышав игру Баллера, Менухин не только предложит ему совместные концерты и гастрольные туры, но и на время поселит музыканта на своей вилле «Альма» в Калифорнии. Здесь же будут проходить первые репетиции нового Альма-трио. В первоначальный состав ансамбля войдут еще два эмигранта: венгерский виолончелист, ученик Адольфа Шиффера и Пабло Казальса Габор Рейте (1916–1987) и скрипач польского происхождения Роман Тотенберг. Оба они также бежали из Европы, охваченной нацизмом, оба пытались начать в Америке жизнь с нуля. Менухин посоветовал музыкантам именно ансамблевую карьеру и сам способствовал первым контрактам.

К моменту советских гастролей Тотенберга сменит молодой скрипач Андор Тот (1925–2006). Потомок переселенцев из Венгрии, рожденный уже в США, Тот начал выступать в начале 1940-х, в 1943-м восемнадцатилетний скрипач дебютировал с оркестром под управлением Артуро Тосканини. Сольные выступления он продолжит и позднее, будет играть в составе различных камерных ансамблей, а Альма-трио посвятит пятнадцать лет своей жизни.

Гастролировать по миру Альма-трио начнет в 1950-х, в СССР приедет в 1963 году. Сохранилась забавная деталь той поездки: когда музыканты прибыли в аэропорт Нью-Йорка, чтобы вылетать в Москву, выяснилось, что именно с этого месяца ввели новые правила (они сохраняются и сегодня) – на виолончель нужно покупать билет с отдельным местом. Чтобы не срывать запланированные гастроли, Габор Рейте нашелся и сообщил, что везет в футляре бас-балалайку, на которой и будет играть в России. Музыканту, как ни странно, поверили, а так как балалаек в списке предметов, подлежащих провозу на отдельном месте, не было, то Рейте пропустили в самолет.

В Ленинградскую филармонию Альма-трио приезжало лишь осенью 1963 года: 1 ноября состоялся концерт в Малом зале имени Глинки, 2 ноября – в Большом зале. В программах были трио Моцарта, Бетховена, Шуберта, Равеля и Копланда.

О. Р.


Концерты

  • 2 ноября 1963

    Вечер камерной музыки
    Альма-трио (США)

    Брамс. Фортепианное трио № 2. Равель. Фортепианное трио. Шуберт. Фортепианное трио № 2




Другие материалы

Роберт Шоу

Роберт Шоу

Хормейстер 1916–1999
Витольд Ровицкий

Витольд Ровицкий

Дирижер 1914–1989

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»