Персоны

Виталий Громадский

род. в 1928

Биография

Громадский Виталий Александрович – певец, бас.

Выпускник Московской консерватории Виталий Громадский в 1960 году стал лауреатом первой премии Конкурса имени Шумана в Цвиккау, сразу же был принят в Московскую филармонию, выступал с камерными программами по стране, однако большой карьеры не сделал. В историю музыки его имя навсегда впишет премьера 13-й симфонии Шостаковича («Бабий Яр»), в которой молодой певец участвовал «по случаю». От симфонии на стихи Евтушенко уже отказались несколько исполнителей. Продирижировать премьерой взялся Кирилл Кондрашин, солистом он выбрал Виктора Нечипайло, но для «подстраховки» также дал учить партию молодому, мало кому известному Громадскому, как выяснилось, не напрасно! Сам Кондрашин вспоминал:

«В филармонии появился молодой бас, Виталий Громадский, матросик, крепкий такой, голос у него не очень красивый, но он музыкальный парень и работяга. Я занимался параллельно с двумя. Нечипайло очень быстро выучил. Он очень профессионален, с удовольствием занимался. Громадский тоже. Однажды мы отправились к Дмитрию Дмитриевичу, чтобы он послушал и того, и другого. По-моему, он сам аккомпанировал и сказал:
– Очень хорошо. Оба мне нравятся.
Тогда Громадский спросил своим басом:
– Дмитрий Дмитриевич, не кажется ли Вам, что… не будет ли неприятностей с первой частью? (А тогда уже начались какие-то элементы трений наших с Израилем.)
– Ну, какие же могут быть неприятности, все-таки мы же говорим о том, что есть на самом деле.
– Где же у нас антисемитизм? У нас его нет, – сказал Громадский.
– Есть, есть антисемитизм! И нужно с этим кончать! – воскликнул Шостакович»
.

О том, что исполнение симфонии «Бабий Яр» не обойдется без неприятностей со стороны властей, понимали все участники. Но никто и предположить не мог, что за день до премьеры Шостакович и Кондрашин останутся без основного солиста! Виктора Нечипайло экстренно (не без умысла) поставили на замену в спектакль в Большом театре. Отказаться было невозможно, сослаться на болезнь и в этот же вечер выйти в зале консерватории в симфонии Шостаковича тоже значило навсегда загубить карьеру… Так 18 декабря 1962 года Виталий Громадский с одной оркестровой репетиции вышел на премьеру и провел ее достойно.

Спустя два года Шостакович снова пишет сочинение на текст Евтушенко, на сей раз не вызывающий идеологических споров и проблем – вокально-симфоническую поэму «Казнь Степана Разина». Премьеру представит тот же состав исполнителей, что и «Бабий Яр» – дирижирует Кирилл Кондрашин, солирует Виталий Громадский, причем в премьерном составе он опять же значился лишь как «дублер» певца Ивана Петрова.

«Репетиции шли сумбурно, – вспоминал позднее Кондрашин. – Приглашенный на сольную партию артист Большого театра Иван Петров быстро выучил ее, но неохотно посещал оркестровые репетиции, уклоняясь от них по разным мотивам. Дублером был тот же В. Громадский. В день концерта Петров не явился и на генеральную репетицию, сообщив по телефону, что вечером он петь все же будет. Здесь Дмитрия Дмитриевича взорвало, и, когда я спросил его совета, он сказал раздраженно:
– Конечно, вечером должен петь тот, кто проведет генеральную.
Громадский и здесь оказался на высоте, и премьера поэмы была спасена»
.

9 и 11 февраля 1966 года Виталий Громадский поет в «Казни Степана Разина» в Большом зале Ленинградской филармонии с Республиканской хоровой капеллой и Заслуженным коллективом под управлением Кондрашина. Больше на этой сцене певец не появлялся.

О. Р.


Концерты

  • 9 февраля 1966

    3-й концерт 1-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Кирилл Кондрашин

    Рахманинов. Симфония № 3. Шостакович. Поэма «Казнь Степана Разина»

  • 11 февраля 1966

    3-й концерт 7-го абонемента (для трудящихся Кировского завода, повтор программы 9 февраля)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Кирилл Кондрашин

    Рахманинов. Симфония № 3. Шостакович. Поэма «Казнь Степана Разина»




Другие материалы

Михаэль Эркслебен

Скрипка Род. в 1960

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»