Персоны

Михаил Барышников

Род. в 1948

Биография

Барышников Михаил Николаевич – артист балета, кино, театра, коллекционер, руководитель Центра искусств Барышникова в Нью-Йорке.

Он «перетанцевал» все ведущие классические партии, выступал на лучших сценах мира, возглавлял труппу Американского балета, создал свой Центр искусств, снимался в фильмах и сериалах, он играет на театральных подмостках, выпускает духи ‘’Misha’’, коллекционирует живопись и графику, выставляется как фотограф… Когда в одном из интервью Барышникова спросили, что заставляло его всю жизнь реализовывать новые идеи и браться за новые проекты, он признался: «Я боялся, что мне станет скучно», и тут же предостерег молодых артистов: «В жизни всегда должно быть что-то, кроме балета».

Барышников начал заниматься балетом в девять лет. Решение принимал сам, отец был против, мать «просто поцеловала его». В Рижском хореографическом училище был однокашником Александра Годунова, в Ленинградском хореографическом учился у Александра Ивановича Пушкина – педагога другого «невозвращенца», Рудольфа Нуриева. От уроков Пушкина оба они возьмут не только блистательную технику и высокий прыжок, но, по словам самого Барышникова, «умение принимать решения самостоятельно». В жизни это пригодится.

В 1966 году Михаил Барышников получает первую премию на Конкурсе артистов балета в Варне, в 1967-м становится премьером Кировского/Мариинского театра. Танцует много, ездит на гастроли, в 1969-м получает первое место на Международном конкурсе в Москве и Премию Нижинского в Париже. Живет безбедно – квартира, машина, пудель, невеста… Но, видимо, уже тогда начинает опасаться, что «скоро станет скучно». Молодое балетное поколение чувствует эту «скуку», тоску по миру, в котором партии не ограничиваются принцами из «Жизели», «Спящей красавицы» и еще несколькими десятками классических балетов, довольно остро. Барышников станет не первым, кого эта тоска выкинет за пределы родины.

В 1970 году он дважды участвует в филармонических концертах, в одном из них, 4 мая, на сцену Большого зала с Барышниковым выходит Наталия Макарова. 4 сентября того же года она примет решение остаться в Лондоне, куда приедет на гастроли. Еще через четыре года, в июле 1974-го, Михаил Барышников будет танцевать с Макаровой в Нью-Йорке. Его побег во время выступлений Кировского театра в Канаде поможет организовать другой бывший солист ленинградской труппы – Александр Минц. Повторимся: Барышников не был первым. Но именно его американская пресса называет «самым узнаваемым русским в США».

Классический балет есть замок красоты, чьи нежные жильцы от прозы дней суровой пиликающей ямой оркестровой отделены. И задраны мосты…»

Так напишет другой «самый узнаваемый русский» Иосиф Бродский в стихотворении, посвященном своему другу Барышникову. Но «мосты» не задраны. В США артист живет самыми разными интересами. Собирает коллекцию графики и живописи – поначалу в ней были только работы, связанные все с тем же балетом, – «Русскими сезонами» Дягилева, но постепенно круг интересов расширится и кроме Бакста, Добужинского, Гончаровой, Судейкина, Кокто в собрании Барышникова появятся Олег Целков, Павел Челищев… Или вместе с Бродским становится совладельцем ресторана «Русский самовар» в Нью-Йорке, где собираются «сливки» артистической эмиграции, куда охотно стекается и американский художественный бомонд. «Самовару» посвящают стихи и эпиграммы Аксенов, Найман и Юрский, Шемякин дарит свои рисунки, чтоб развесить по стенам, Мстислав Ростропович делится рецептом чесночной водки, которая тут же входит в меню…

Но главным, конечно, остается танец – классический и современный. Почти с первого дня эмиграции Барышников становится солистом, а затем в 1980-е – руководителем знаменитой труппы АТБ (American Ballet Theatre). Параллельно работает в Джорджем Баланчиным, Джеромом Роббинсом, Джоном Ноймайером и другими ведущими хореографами. В 1990–2002 возглавляет проект «Белый дуб», где экспериментирует с современным танцем. В 2005-м открывает в Нью-Йорке Центр искусств Барышникова, которым руководит и сегодня.

Барышников не выглядит «звездой» в классическом понимании этого слова. Он любит повторять фразу: «Не нужно стараться сделать что-то лучше всех, нужно пытаться сделать лучше, чем ты сам делал это вчера». И все же, кажется, ему многое удается именно «лучше всех». Успех сопутствует Барышникову в разных областях. Так в 1978-м он впервые снимется в кино. И первый же фильм – «Поворотный пункт» – принесет дебютанту большого экрана номинацию на «Оскар». В 1989-м впервые выйдет на театральную сцену, сыграв на Бродвее в «Превращении» по Кафке, получает номинацию на премию «Тони» и с этого момента играет в драматических постановках постоянно – в спектаклях по Бунину («В Париже»), Хармсу («Старуха»), по письмам Нижинского («Письмо человеку»), по рассказам Чехова… Два его театральных проекта – «Бродский / Барышников» и «Белый вертолет» были созданы совместно с Новым Рижским театром.

В Риге Михаил Барышников в последние годы бывает часто, в 2017 году получает латвийское гражданство. В Петербург, со сцены которого начиналась его блестящая карьера, он не приезжал ни разу.

О. Р.


Концерты

  • 4 мая 1970

    Вечер артистов балета класса усовершенствования Наталии Дудинской

    В программе: класс-концерт, хореографические номера на музыку композиторов: Пуни, Шопена, Хельстела, Баха, Шостаковича, Делиба, Брамса, Обера, Скрябина, Бизе

  • 22 июня 1970

    Вечер артистов балета класса усовершенствования Наталии Дудинской

    В программе: класс-концерт, хореграфические номера на музыку композиторов: Пуни, Рахманинова, Баха, Шостаковича, Дриго, Брамса, Обера, Делиба, Бизе




Другие материалы

Михаэль Эркслебен

Скрипка Род. в 1960

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»