Персоны

Михаил Барышников

Род. в 1948
Источник изображения: kino-teatr.ru
Михаил Барышников

Биография

Барышников Михаил Николаевич – артист балета, кино, театра, коллекционер, руководитель Центра искусств Барышникова в Нью-Йорке.

Он «перетанцевал» все ведущие классические партии, выступал на лучших сценах мира, возглавлял труппу Американского балета, создал свой Центр искусств, снимался в фильмах и сериалах, он играет на театральных подмостках, выпускает духи ‘’Misha’’, коллекционирует живопись и графику, выставляется как фотограф… Когда в одном из интервью Барышникова спросили, что заставляло его всю жизнь реализовывать новые идеи и браться за новые проекты, он признался: «Я боялся, что мне станет скучно», и тут же предостерег молодых артистов: «В жизни всегда должно быть что-то, кроме балета».

Барышников начал заниматься балетом в девять лет. Решение принимал сам, отец был против, мать «просто поцеловала его». В Рижском хореографическом училище был однокашником Александра Годунова, в Ленинградском хореографическом учился у Александра Ивановича Пушкина – педагога другого «невозвращенца», Рудольфа Нуриева. От уроков Пушкина оба они возьмут не только блистательную технику и высокий прыжок, но, по словам самого Барышникова, «умение принимать решения самостоятельно». В жизни это пригодится.

В 1966 году Михаил Барышников получает первую премию на Конкурсе артистов балета в Варне, в 1967-м становится премьером Кировского/Мариинского театра. Танцует много, ездит на гастроли, в 1969-м получает первое место на Международном конкурсе в Москве и Премию Нижинского в Париже. Живет безбедно – квартира, машина, пудель, невеста… Но, видимо, уже тогда начинает опасаться, что «скоро станет скучно». Молодое балетное поколение чувствует эту «скуку», тоску по миру, в котором партии не ограничиваются принцами из «Жизели», «Спящей красавицы» и еще несколькими десятками классических балетов, довольно остро. Барышников станет не первым, кого эта тоска выкинет за пределы родины.

В 1970 году он дважды участвует в филармонических концертах, в одном из них, 4 мая, на сцену Большого зала с Барышниковым выходит Наталия Макарова. 4 сентября того же года она примет решение остаться в Лондоне, куда приедет на гастроли. Еще через четыре года, в июле 1974-го, Михаил Барышников будет танцевать с Макаровой в Нью-Йорке. Его побег во время выступлений Кировского театра в Канаде поможет организовать другой бывший солист ленинградской труппы – Александр Минц. Повторимся: Барышников не был первым. Но именно его американская пресса называет «самым узнаваемым русским в США».

Классический балет есть замок красоты, чьи нежные жильцы от прозы дней суровой пиликающей ямой оркестровой отделены. И задраны мосты…»

Так напишет другой «самый узнаваемый русский» Иосиф Бродский в стихотворении, посвященном своему другу Барышникову. Но «мосты» не задраны. В США артист живет самыми разными интересами. Собирает коллекцию графики и живописи – поначалу в ней были только работы, связанные все с тем же балетом, – «Русскими сезонами» Дягилева, но постепенно круг интересов расширится и кроме Бакста, Добужинского, Гончаровой, Судейкина, Кокто в собрании Барышникова появятся Олег Целков, Павел Челищев… Или вместе с Бродским становится совладельцем ресторана «Русский самовар» в Нью-Йорке, где собираются «сливки» артистической эмиграции, куда охотно стекается и американский художественный бомонд. «Самовару» посвящают стихи и эпиграммы Аксенов, Найман и Юрский, Шемякин дарит свои рисунки, чтоб развесить по стенам, Мстислав Ростропович делится рецептом чесночной водки, которая тут же входит в меню…

Но главным, конечно, остается танец – классический и современный. Почти с первого дня эмиграции Барышников становится солистом, а затем в 1980-е – руководителем знаменитой труппы АТБ (American Ballet Theatre). Параллельно работает в Джорджем Баланчиным, Джеромом Роббинсом, Джоном Ноймайером и другими ведущими хореографами. В 1990–2002 возглавляет проект «Белый дуб», где экспериментирует с современным танцем. В 2005-м открывает в Нью-Йорке Центр искусств Барышникова, которым руководит и сегодня.

Барышников не выглядит «звездой» в классическом понимании этого слова. Он любит повторять фразу: «Не нужно стараться сделать что-то лучше всех, нужно пытаться сделать лучше, чем ты сам делал это вчера». И все же, кажется, ему многое удается именно «лучше всех». Успех сопутствует Барышникову в разных областях. Так в 1978-м он впервые снимется в кино. И первый же фильм – «Поворотный пункт» – принесет дебютанту большого экрана номинацию на «Оскар». В 1989-м впервые выйдет на театральную сцену, сыграв на Бродвее в «Превращении» по Кафке, получает номинацию на премию «Тони» и с этого момента играет в драматических постановках постоянно – в спектаклях по Бунину («В Париже»), Хармсу («Старуха»), по письмам Нижинского («Письмо человеку»), по рассказам Чехова… Два его театральных проекта – «Бродский / Барышников» и «Белый вертолет» были созданы совместно с Новым Рижским театром.

В Риге Михаил Барышников в последние годы бывает часто, в 2017 году получает латвийское гражданство. В Петербург, со сцены которого начиналась его блестящая карьера, он не приезжал ни разу.

О. Р.


Концерты

  • 4 мая 1970

    Вечер артистов балета класса усовершенствования Наталии Дудинской

    В программе: класс-концерт, хореографические номера на музыку композиторов: Пуни, Шопена, Хельстела, Баха, Шостаковича, Делиба, Брамса, Обера, Скрябина, Бизе

  • 22 июня 1970

    Вечер артистов балета класса усовершенствования Наталии Дудинской

    В программе: класс-концерт, хореграфические номера на музыку композиторов: Пуни, Рахманинова, Баха, Шостаковича, Дриго, Брамса, Обера, Делиба, Бизе




Другие материалы

Александр Минц

Александр Минц

Артист балета 1940–1992
Говард Митчелл

Говард Митчелл

Дирижер 1911–1988

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»