Персоны

Елена Гаврилова

1905–1999
Источник изображения: Журнал «Искусство музыки: теория и история», "Письма А. К. Глазунова к дочери", публикация Натальи Рыжковой
Елена Гаврилова

Биография

Гаврилова Елена Михайловна (выступала также под фамилией Глазунова, Глазунова-Гюнтер) – пианистка, приемная дочь Александра Глазунова, дочь жены композитора – Ольги Глазуновой (Гавриловой).

Елена Гаврилова окончила Петербургскую консерваторию в 1924 году по классу фортепиано у Леонида Николаева. В Европу выехала в 1926-м вместе с первым мужем – пианистом Сергеем Тарновским, в Берлине брала уроки у Эгона Петри и Артура Шнабеля. В 1927 году, после эмиграции Глазунова во Францию, Елена Гаврилова переехала в Париж, где выступала с концертами, гастролировала в Испании, Португалии, США, в основном исполняя музыку своего отчима, нередко – с оркестром под его управлением. В 1933 году она впервые записала на пластинки фортепианные сочинения Глазунова – Тему с вариациями ор. 75, Этюд и Гавот, позднее – «Идиллию» и оба фортепианных концерта. Судя по письмам, отношения Глазунова с дочерью жены были очень доверительные: с ней композитор делится сомнениями, обсуждает жизненные трудности, рассказывает о творческих планах. За несколько дней до смерти Глазунов официально удочерил Елену Гаврилову. В наследство ей досталась парижская квартира композитора (ее обстановку она сохранила до конца своей жизни) и бесценный архив Глазунова – его Елена Михайловна перевезла в Мюнхен, куда переехала со вторым мужем, писателем и искусствоведом Гербертом Гюнтером.

Начиная с 1972 года, когда Елена Глазунова дала разрешение на перезахоронение останков отца в Некрополе мастеров искусств в Ленинграде, она вела переговоры о создании мемориального музея композитора – это было условием для передачи архива Глазунова на родину. Музей так и не был создан, но уже после смерти Елены Глазуновой, согласно ее завещанию, архив все-таки перевезли в Петербург, ныне он хранится в Шереметьевском дворце (филиале Петербургского музея театрального и музыкального искусства).

В репертуаре Елены Гавриловой-Глазуновой-Гюнтер особое место занимал Второй фортепианный концерт Глазунова. С ним она заканчивала консерваторию. Его играла на первом авторском концерте Глазунова в эмиграции – в зале Плейель в Париже. С этим же Концертом пианистка единственный раз выступила на сцене Большого зала филармонии в 1926 году, а накануне окончательного отъезда в Европу исполнила Концерт в Малом зале – за роялем ей аккомпанировал автор. В этой же программе Елена Гаврилова сыграла несколько пьес Глазунова, в том числе, впервые по рукописи, посвященную ей «Идиллию» для фортепиано ор. 103.


Концерты

  • 24 апреля 1926

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Александр Глазунов

    Глазунов. Музыкальная картина «Весна». Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Восточный романс «В крови горит огонь желанья». Симфония № 4. Бородин. Песня Хана Кончака из оперы «Князь Игорь»

  • 17 декабря 1926

    Бетховенское фойе

    Концерт из произведений Александра Глазунова при участии автора

    В программе: Глазунов




Другие материалы

Абрам Шацкес

Абрам Шацкес

Фортепиано 1900–1961
Надежда Тидеман

Надежда Тидеман

Сопрано ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»