Персоны

Андрей Борейко

Род. в 1957

Биография

Борейко Андрей Викторович – дирижер.

После Ленинградского хорового училища имени Глинки (1974) Андрей Борейко поступил в консерваторию, которую окончил по двум факультетам – как хоровой дирижер у Елизаветы Петровны Кудрявцевой (1979), как оперно-симфонический – у Александра Сергеевича Дмитриева (1988). Между двумя этапами учебы была работа в «Ленконцерте», на «Леннаучфильме» и даже опыт игры в рок-группе «Модель», потом – класс по чтению хоровых партитур в консерватории (1982–1987), место второго дирижера в Ульяновском симфоническом оркестре (1986–1989), которым руководил тогда однокашник Борейко Николай Алексеев.

В гастрольной афише этого коллектива имя Андрея Борейко впервые появится в афише Ленинградской филармонии: 26 сентября 1988 года под его управлением оркестр исполняет в Большом зале программу оперной и балетной музыки. Уже 4 июня 1989-го Борейко стоит за пультом Академического симфонического оркестра в абонементе «Дебюты молодых дирижеров» как лауреат Международного конкурса имени Кирилла Кондрашина (1989, Амстердам). Тогда же он получит и свой первый коллектив – Уральский (Свердловский) филармонический оркестр, в котором занимает позицию главного дирижера в 1989–1991 годы. В этот короткий период состоятся еще три выступления Андрея Борейко в Большом зале. Все они пройдут с АСО, которым руководит его профессор Александр Дмитриев. В программах – симфонии Дворжака (№ 8), Чайковского (№ 6), Франка и “Stabat Mater” Шуберта. Звучат в них и «Звоны» Щедрина, и «Гоголь-сюита» Шнитке, которыми Борейко дирижирует 24 июня 1991 года в I отделении вечера советской и американской музыки (во II отделении – сочинения Бернстайна под управлением Сары Колдуэлл).

Вскоре советскую музыку станут называть русской, а у граждан страны появится возможность работать за ее пределами. На следующие два концерта с АСО 25 и 27 мая 1992 года с изысканно выстроенной программой (Вариации Брамса на тему Гайдна, оркестровая редакция Арнольда Шенберга Фортепианного концерта № 1 Брамса и два Концерта для фортепиано с оркестром – Шенберга в первый вечер, Гайдна ре мажор – 27 мая, солировал Анатолий Катц) Андрей Борейко приедет в статусе главного дирижера Познаньского филармонического оркестра (1991–1997). Польские корни, знание польского языка и несколько лет, проведенных в детстве в Познани (здесь отец преподавал в университете), помогают талантливому музыканту быстро найти контакт с коллективом. В Польше его знали и раньше: в 1987-м Андрей Борейко вошел в число лауреатов Международного конкурса дирижеров имени Гржегожа Фительберга в Катовицах. Из Польши он строит свою успешную международную карьеру – выступает с Берлинским и Мюнхенским филармоническими оркестрами, Дрезденской Штаатскапеллой и лейпцигским Гевандхауз-оркестром, Лондонским симфоническим и Филармоническим, оркестром Би-Би-Си, филармоническими оркестрами Нью-Йорка и Лос-Анджелеса, Кливлендским, Бостонским, Филадельфийским оркестрами, с Венским симфоническим и Национальным филармоническим Радио Франс…

После завершения контракта в Познани Андрей Борейко руководил Филармоническим оркестром Йены (1998–2003, остается почетным дирижером), был главным дирижером Виннипегского (2001–2006), Гамбургского (2004–2008) и Бернского (2004–2009), симфонических оркестров, Дюссельдорфского симфонического (2009–2014) и Национального оркестра Бельгии (2012–2017), музыкальным руководителем Неаполитанской филармонии во Флориде (2014–2022), главным приглашенным в Симфоническом оркестре Штутгартского радио (2001–2006). Владея широким классическим репертуаром, Борейко завоевал репутацию отменного исполнителя музыки ХХ века – от его начала до современников.

В Петербурге Андрей Борейко бывал каждый год, но приглашения от филармонии отклонял. Не дирижировал он здесь и тогда, когда в 1998–2001 был приглашенным дирижером Российского национального оркестра Михаила Плетнева, не выступал и в юбилейных вечерах своих учителей Елизаветы Кудрявцевой и Александра Дмитриева, которые проводил Академический симфонический оркестр. На то у музыканта, вероятно, были свои личные причины. И всё же 19 июня 2019 года он дал свой единственный (пока?) концерт с Заслуженным коллективом, выбрав для исполнения в Большом зале польскую программу: Полонез и Вальс Шопена в оркестровке Глазунова, шопеновский Первый концерт с Полиной Осетинской, Концерт для оркестра Лютославского. Выбор этот был неслучайным. С сезона 2019/2020 Андрей Борейко занял пост музыкального руководителя и главного дирижера Варшавского филармонического оркестра. Контракт завершается летом 2024 года, но у востребованного дирижера есть свои серьезные планы на будущее.

И. Р.


Концерты

  • 26 сентября 1988

    1-й концерт 17-го абонемента

    По страницам оперной и балетной музыки
    Дирижер – Андрей Борейко

    В программе: Россини, Верди, Прокофьев, Глазунов, Римский-Корсаков, Стравинский

  • 4 июня 1989

    3-й концерт 10-го абонемента

    «Дебюты молодых дирижеров»
    Дирижер – Андрей Борейко

    Шуберт. «Stabat Mater»

  • 24 сентября 1990

    Симфонический концерт
    Дирижер – Андрей Борейко

    Мусоргский. Симфоническая картина «Ночь на Лысой горе». Скрябин. Концерт для фортепиано с оркестром. Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая»



Другие материалы

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Карен Акопов

Бас Род. в 1956

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»