Персоны
Римма Волкова

Биография
Волкова Римма Степановна – певица, сопрано.
Источник изображения: gallery-mt.narod.ru
Студенткой Казанской консерватории Римма Волкова стала дипломантом Всесоюзного конкурса вокалистов имени Глинки (1965) и лауреатом III премии Международного конкурса имени Вила-Лобоса в Рио-де-Жанейро (1967) – и сразу же получила приглашение в Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова (Мариинский). В театре она поет до 1993 года партии лирико-колоратурного сопрано: Джильду, Лючию, Розину, Памину и Царицу Ночи, Микаэлу. Но наибольшее признание получает в русских операх, создавая на сцене трогательные образы Антониды, Людмилы, Снегурочки, Марфы, Волховы, Царевны-Лебедь.
Арии этих героинь опер Глинки и Римского-Корсакова в исполнении Риммы Волковой могли услышать и посетители Филармонии. Уже после первого выступления в закрытом концерте Большого зала в ноябре 1968 года певицу приглашают принять участие еще в трех программах этого же сезона. В следующий раз имя артистки появится в афише Большого зала лишь в 1990-е: она исполнит песни Сольвейг на возобновленном после перерыва представлении музыкально-драматической композиции «Пер Гюнт» по Ибсену– Григу, споет в дуэте с Екатериной Громовой ‘’Ave Maria’’ Делиба, а в последнем выступлении – арии Снегурочки и Царевны-Лебедь в концерте, посвященном 200-летию Публичной (Российской национальной) библиотеки.
Концерты Риммы Волковой в Малом зале проходят немногим чаще. В январе 1970 года в ее сольном вечере звучат романсы Чайковского, Рахманинова, Шуберта, Шумана, ария из «Бразильской бахианы» Вила-Лобоса, за исполнение которой певица получила в Рио-де-Жанейро специальный приз. В 1977-м ей дают в Малом зале лишь отделение, а следующий сольный концерт пройдет только 1 января 1984 года, после чего состоится серия тематических вокальных вечеров артистки. В новогодней программе кроме популярных арий из опер Моцарта, Беллини, Доницетти Римма Волкова поет музыку русских композиторов XVIII века – романсы, сцены из опер, дивертисментов. Эта эпоха увлечет певицу. Вместе с коллегами она открывает неизвестные партитуры, в концертных программах соединяет русский и европейский XVIII век, постепенно заходит на территорию XIX века, готовит циклы, посвященные музыке петербургских дворян, пушкинского Петербурга, а потом и старинным городским романсам из репертуара Анастасии Вяльцевой. Эти романсы Римма Волкова пела и в последнем выступлении в Малом зале 30 октября 1999 года.
Жизнь Риммы Степановны Волковой трагически оборвалась в автомобильной катастрофе 6 июня 2021 года.
И. Р.
Концерты
-
25 ноября 1968
(машинопись)
Закрытый симфонический концерт
Дирижер – Эдуард ГрикуровГлазунов. Концертный вальс. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Глинка. Ария Антониды из оперы «Иван Сусанин». Верди. Ария из оперы «Бал-маскарад»
-
7 марта 1969
Концерт, посвященный Международному женскому дню 8 марта
В программе: Чайковский, Бах–Гуно, Россини, Межелайтис, Куртис, Верди, Шостакович, Гуарниери, Глюк, Соловьев-Седой, Армгеймер
-
19 марта 1969
5-й концерт 6-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Геннадий ПроваторовВ программе: Римский-Корсаков
-
20 марта 1969
(Навстречу 100-летию со дня рождения В. И. Ленина)
Ленинградская филармония – трудящимся Балтийского завода им. С. Орджоникидзе
Петров. Симфоническая поэма «Радда и Лойко». Чайковский. Большое адажио из балета «Щелкунчик». Глазунов. Два фрагмента из балета «Раймонда». Римский-Корсаков. Ария Царевны-Лебедь из оперы «Сказка о царе Салтане». Ария Снегурочки из оперы «Снегурочка». Ария Марфы из оперы «Царская невеста». «Испанское каприччио»
-
29 января 1992
3-й концерт 18-го абонемента
«Все симфонии Гайдна»
Дирижер – Владимир АльтшулерГайдн. Симфония № 65. Симфония № 66. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 21. Делиб. «Ave Maria Stella» для двух сопрано с оркестром