Персоны

Эстонский национальный симфонический оркестр

Осн. в 1926

Биография

Эстонский национальный симфонический оркестр (бывший Государственный симфонический оркестр Эстонской ССР) / Eesti Riiklik Sümfooniaorkester (ENSO)

В декабре 1926 года на эстонском радио прошла первая музыкальная трансляция: играло трио, специально собранное для работы на радио. С этих трех музыкантов и начиналась история будущего Государственного оркестра Эстонской ССР, ныне – Национального симфонического оркестра Эстонии.

Штат набирался постепенно – до инструментального ансамбля, затем до камерного состава, который «под программу» расширяли до симфонического. Тем не менее с оркестром выступали выдающиеся приглашенные дирижеры – Николай Малько, Валериан Бердяев, Герман Абендрот, Альберт Коутс…  Текущие концерты и трансляции проходили под управлением дирижеров Театра оперы и балета «Эстония», а первый штатный руководитель коллектива появился лишь в 1939 году. Им стал Олав Роотс (Olav Roots, 1910–1974). Он представил с оркестром премьеры симфоний Эдуарда Тубина, впервые в Эстонии исполнил Пятую симфонию Шостаковича. В 1944-м Роотс эмигрирует в Швецию.

В военный период в истории оркестра появляется имя Романа Матсова. До войны он учился как скрипач и пианист, но, уйдя на фронт добровольцем, получил ранение в плечо, несовместимое с дальнейшей исполнительской карьерой инструменталиста. Именно Матсову, не имеющему никакого опыта дирижирования, в 1942-м поручают собрать в Ярославле оркестр из эвакуированных сюда эстонских музыкантов. Этот фактически новый коллектив под управлением Матсова репетирует и дает концерты, а в 1944-м возвращается в Таллин, воссоединяясь с оставшимися из прежнего состава музыкантами. Одного из них – тромбониста Пауля Карпа (Paul Karp, 1905–1981) назначают главным дирижером оркестра Эстонского радио. Но в 1950 году за пульт вернется Роман Матсов, останется здесь на 13 сезонов и сформирует уникальный для советского пространства репертуар коллектива. В исполнении Симфонического оркестра Эстонского радио в те годы звучат Шенберг, Веберн, Бриттен, эстонские премьеры Шостаковича, в том числе фактически запрещенная в 1948-м к исполнению Восьмая симфония. Покинув пост главного дирижера, Роман Матсов продолжает сотрудничество с коллективом. Именно он вместе с новым главой ENSO Неэме Ярви везет в 1972 году оркестр на первые зарубежные гастроли – в Болгарию.

Первые выступления в Ленинградской филармонии состоятся, как ни удивительно, лишь спустя несколько лет. В ноябре 1976-го Государственный симфонический оркестр Эстонской ССР (это название ему присваивают годом ранее) и Неэме Ярви дают в Большом зале четыре концерта. В программах – Симфония № 1 Брамса, Фортепианный концерт Чайковского (солирует Михаил Воскресенский), один вечер посвящен венской музыке (Гайдн, Моцарт, Иоганн Штраус), два дня подряд звучит Месса си минор Баха. Так начинается длинная, насыщенная история сотрудничества коллектива с Петербургской филармонией. Только за следующие три года, до 1979-го, эстонский оркестр под управлением Ярви играет в Большом зале 15 раз, едва ли ни чаще, чем все другие приглашенные коллективы. В его исполнении звучат ораториальные сочинения Генделя, Керубини, Моцарта, симфонии Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Брамса, Дворжака, американская (Гершвин, Бернстайн), эстонская музыка, в том числе и Арво Пярта (в новейшие времена он займет пост художественного советника ENSO).

Восемнадцать концертов (за 8 лет) в Ленинградской филармонии эстонские музыканты дают со своим следующим главным дирижером: с 1980-го по 1990 год этот пост занимает Пеэтер Лилье. Здесь и монографические вечера Шостаковича, Брамса, много эстонской музыки – Тамберг, Тормис, Артур Капп, Сумера, премьеры сочинений Тищенко, Шнитке, ленинградская премьера симфонии-кантаты «Хвалебная песнь» Мендельсона.

В июне 1990-го в Большом зале исполняют «Сотворение мира» Гайдна: на сцене дирижер Эри Клас, Хор Калифорнийского университета и Симфонический оркестр Эстонской ССР. Это последний концерт, который коллектив даст здесь под таким названием. Как, впрочем, и последний визит в наш город перед большим перерывом.

Период распада Советского Союза станет сложным временем для всех бывших республиканских коллективов. В условиях новой реальности культура на время словно утрачивает прежнюю функцию, пустеют не только залы, но и сцены: открытие границ предоставляет музыкантам возможность искать счастье за пределами своих стран. Сильно поредеет и состав Национального симфонического оркестра Эстонии, его артисты займут места за пультами европейских, в основном скандинавских коллективов. Ситуацию не изменит даже приглашение немецкого дирижера Лео Кремера, который руководил Эстонским оркестром в 1991–1993 годах.

Возрождение былой славы оркестра начнется при Арво Волмере, который сумеет привлечь новых музыкантов, найти новые форматы программ, откроет новую страницу в его дискографии. А в 2001 году Эстонский национальный симфонический оркестр возглавит Николай Алексеев, совмещая этот пост с работой в Петербургской филармонии. За дальнейшие 9 сезонов, до 2010-го, Алексеев расширит репертуар ENSO, не раз вывезет его на гастроли, за вклад в эстонскую культуру получит Орден Белой звезды и Госпремию Эстонии. Но в Большом зале Петербургской филармонии вместе они так и не появятся.

Долгая пауза в хронографе выступлений Эстонского оркестра на этой сцене прервется в 2012-м: в марте дирижер Андрес Мустонен представит за его пультом в Большом зале монографическую программу из сочинений Софии Губайдулиной. А уже 24 ноября Эстонский национальный симфонический оркестр вновь играет здесь под управлением Неэме Ярви – на сей раз он дирижирует коллективом в статусе пожизненного почетного художественного руководителя. Программу для своего вечера Ярви выбирает тщательно, в ней нет случайностей. Все исполняемые композиторы – выпускники Петербургской консерватории (Ярви и сам окончил ее в 1960-м). Открывается концерт Коронационным маршем Чайковского, затем звучит Фортепианный концерт Артура Лембы – основателя эстонской пианистической школы, автора первой национальной симфонии, написанной в год консерваторского выпуска (1908) и посвященной Александру Глазунову. Ключевое сочинение вечера – Пятая симфония Шостаковича, важнейшего для Неэме Ярви композитора. Это была первая из симфоний Шостаковича, вошедшая в репертуар Эстонского оркестра на заре его существования. Ее нынешнее исполнение Неэме Ярви посвятил 75-летию со дня премьеры, прошедшей в Большом зале 21 ноября 1937 года под управлением Евгения Мравинского.

Последнее десятилетие ENSO выстраивает активный гастрольный график – от европейских сцен до Гонконга, привлекает новую аудиторию (например, с помощью проекта «Симфонический ланч» – дневных часовых концертов по вторникам с более дешевыми билетами), сотрудничает с эстонскими и зарубежными солистами и дирижерами. В 2007 году главным приглашенным дирижером стал Олари Эльтс (Olari Elts, род. в 1971), который с сезона 2020/2021 возглавил Эстонский национальный симфонический оркестр.

О. Р.


Концерты

  • 8 ноября 1976

    Симфонический концерт
    Дирижер – Неэме Ярви

    Эллер. Симфоническая поэма «Заря». Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Брамс. Симфония № 1

  • 9 ноября 1976

    Симфонический концерт
    Вечер венской музыки
    Дирижер – Неэме Ярви

    В программе: Гайдн, Моцарт, Штраус

  • 10 ноября 1976

    Иоганн Себастьян Бах
    Дирижер – Неэме Ярви

    Бах. Месса си минор

  • 11 ноября 1976

    (повтор программы 10 ноября)

    Иоганн Себастьян Бах
    Дирижер – Неэме Ярви

    Бах. Месса си минор

  • 6 февраля 1978

    Симфонический концерт
    Дирижер – Неэме Ярви

    Бетховен. Симфония № 3 «Героическая». Брамс. Рапсодия для альта, хора и симфонического оркестра. В. Капп. Поэма «Северное побережье»

  • 8 февраля 1978

    Вечер итальянской музыки
    Дирижер – Неэме Ярви

    Керубини. Реквием для хора и оркестра. Корелли. Concerto Grosso «Рождественский». Респиги. Симфоническая поэма «Празднества Рима»

  • 9 февраля 1978

    2-й концерт 8-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Неэме Ярви

    Пярт. Cantus. Моцарт. Концерт для скрипки с оркестром № 3. Бетховен. Симфония № 5

  • 10 февраля 1978 (днем)

    3-й концерт абонемента «А». По анонсу и рукописной книге регистрации концертов.

    Музыка – детям
    Дирижер – Неэме Ярви

    Гайдн. Симфония № 82 «Медведь». Лемба. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Григ. Два норвежских танца. Брамс. Три венгерских танца. Дворжак. Два славянских танца

  • 11 февраля 1978 (днем)

    3-й концерт абонемента «Б». По анонсу и рукописной книге регистрации концертов (повтор дневной программы 10 февраля)

    Музыка – детям
    Дирижер – Неэме Ярви

    Гайдн. Симфония № 82 «Медведь». Лемба. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Григ. Два норвежских танца. Брамс. Три венгерских танца. Дворжак. Два славянских танца

  • 27 мая 1979

    Симфонический концерт
    Дирижер – Неэме Ярви

    В программе: Йозеф Штраус, Иоганн Штраус (сын), Иоганн Штраус (отец)

  • 28 мая 1979

    Симфонический концерт
    Дирижер – Неэме Ярви

    Моцарт. Симфония № 34. Концерт для фортепиано с оркестром № 21. Коронационная месса

  • 29 мая 1979

    Симфонический концерт
    Дирижер – Неэме Ярви

    Пярт. Симфония № 3. Гендель. Концерт для органа с оркестром ля мажор. Дворжак. Симфония № 5

  • 31 мая 1981 (днем)

    4-й концерт 10-го абонемента «Дебюты молодых дирижеров»

    Симфонический концерт
    Дирижер – Пеэтер Лилье

    Тормис. Увертюра № 2. Эшпай. Концерт для скрипки с оркестром № 2. Сибелиус. Симфония № 1

  • 2 июня 1981

    3-й концерт 1-го абонемента «Симфоническое творчество Д. Д. Шостаковича» (навстречу 75-летию со дня рождения)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Пеэтер Лилье

    Шостакович. Концерт для виолончели с оркестром № 2. Симфония № 11 «1905 год»

  • 3 июня 1981

    Симфонический концерт
    Дирижер – Пеэтер Лилье

    Шуберт. Увертюра № 1 (в итальянском стиле). Моцарт. Симфония № 33. Гайдн. Месса «Терезия»

  • 5 мая 1983

    5-й концерт 6-го абонемента

    Симфонический концерт
    Брамс (к 150-летию со дня рождения)
    Дирижер – Пеэтер Лилье

    Брамс. Академическая торжественная увертюра. Концерт для скрипки с оркестром. Симфония № 2

  • 6 мая 1983

    4-й концерт 11-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Пеэтер Лилье

    Агабабов. Концерт для органа с оркестром. Шнитке. Концерт для скрипки и камерного оркестра № 3. Кокконен. Концерт для виолончели с оркестром. Сумера. Симфония в двух частях

  • 8 мая 1983

    4-й концерт 10-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Пауль Мяги

    Тобиас. Бурлеска. Моцарт. Мотет «Exsultate, jubilate». Чайковский. Симфония № 4

  • 26 сентября 1984

    Симфонический концерт
    Дирижер – Пеэтер Лилье

    Мендельсон. Симфония-кантата «Хвалебный гимн»

  • 27 сентября 1984

    Симфонический концерт
    Дирижер – Пеэтер Лилье

    Шуберт. Увертюра к драме Х. Шези «Розамунда». Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 24. Россини. «Stabat Mater»




Другие материалы

Михаэль Эркслебен

Скрипка Род. в 1960

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»