Персоны
Ольга Соболевская
Биография
Соболевская Ольга Станиславовна – певица, сопрано.
Ольга Соболевская родилась в семье ученого, основателя российской науки по исследованию геометрии недр Станислава-Петра-Казимира Соболевского (1868–1949) и певицы, выпускницы Петербургской консерватории Ольги Мартыновны фон Гибшман. Искусством увлеклись и трое их детей. Сын Петр стал киноактером, младший Константин занимался графикой, был арестован в 1932-м еще студентом и погиб в лагерях. Старшая дочь Ольга училась в Оперной студии Константина Сергеевича Станиславского, а с 1925 года работала в его театре, оставив сцену в 1941 году.
Под руководством Станиславского Соболевская готовила для премьерных спектаклей партии Лизетты из «Тайного брака» Чимарозы (1925), Мими из «Богемы» (1927), Лизы из «Пиковой дамы» (1930), Микаэлы из «Кармен» (1935). В 1939-м пела и на премьере оперы советского композитора Льва Степанова «Дарвазское ущелье» – это была дипломная работа автора и, как указано в программке спектакля, «посмертная режиссерская работа народного артиста Союза ССР Константина Сергеевича СТАНИСЛАВСКОГО». О своем учителе Ольга Соболевская напишет воспоминания «К. С. Станиславский работает, беседует, отдыхает» (М.: СТД, 1988), а также будет редактором-составителем (совместно с Г. В. Кристи) сборника «Станиславский – реформатор оперного искусства: материалы, документы» (М.: Музыка, 1983).
В декабре 1930-го и в мае 1931 года Ольга Соболевская представила в Малом зале Ленинградской филармонии (ныне Бетховенское фойе БЗФ) две сольные программы, исполнив под аккомпанемент Надежды Голубовской романсы Шуберта, Глинки, Танеева, Метнера, Прокофьева. Московские музыканты часто приезжали с концертами в Малый зал.
Какие обстоятельства привели к участию певицы в нескольких целевых программах Большого зала, не ясно. Обычно в них привлекали артистов Концертного бюро филармонии. В мае 1928 года Соболевская выступила в легком жанре оперетты, в октябре 1930-го пела в закрытом концерте для комсомола (программа не указана), а 8 ноября 1930 года единственный раз выступила с оркестром – под управлением Александра Гаука исполняла песни Клерхен в полной версии «Эгмонта» Бетховена.
29 апреля 1931 года в смешанном концерте «для орготдела Смольнинского райкома» стихотворение Маяковского «Так и надо – крой, Спартакиада!», посвященное Московской международной спартакиаде 1928 года и опубликованное в «Комсомольской правде» (1928, 14.08, № 187) с подзаголовком «Рифмованный отчет», в Большом зале читала О. С. Соболевская. Выступила ли певица в другом амплуа, или это полное совпадение фамилии и инициалов, остается лишь гадать.
Концерты
-
14 мая 1928
(машинопись, рукопись и концертная книга)
Бесплатный концерт
По случаю открытия X Всесоюзного съезда терапевтов
Приветствие Съезду – Николай МалькоВ программе: Глинка, Чайковский, Вагнер, Прокофьев, Мейербер
-
22 октября 1930
(рукописная книга)
Закрытый концерт для комсомола
(программа не указана)
-
8 ноября 1930
Закрытый концерт для пионеров и школьников (машинопись)
Закрытый концерт для пионеров и школьников
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр ГаукИнтернационал. Вагнер. Увертюра к опере «Риенци». Россини. Увертюра к опере «Вильгельм Телль». Литольф. Увертюра «Максимилиан Робеспьер». Бетховен. Музыка к трагедии «Эгмонт»
-
14 декабря 1930
(анонс и рукописная книга)
Вокальный вечер
Ольга Соболевская и Надежда ГолубовскаяВ программе: Метнер, Александров, Крейн, Мусоргский, Глинка
-
29 апреля 1931
Для орготдела Смольнинского райкома (рукописная книга)
Сборный концерт
В программе: Балашов, Делиб, Лист, Шуман, Маяковский