Персоны
Софья Батурина

Биография
Батурина Софья Алексеевна – певица, сопрано.
Профессионально заниматься вокалом Софья Батурина начала очень поздно. В юности работала сельской учительницей в Тульской области, в 1914 году приехала в Петроград, поступила на факультет естествознания курсов имени П. Ф. Лесгафта. Окунувшись в студенческую жизнь, стала участником революционного кружка и даже была арестована в начале 1917-го, но тут случилась Февральская революция и Батурину отпустили.
Ее круг общения в первые послереволюционные годы далек от музыкантов: будущая певица работает заведующей бюро печати в Комиссариате народного просвещения, общается с Анатолием Луначарским, с Сергеем Кировым. После переезда правительства в Москву Батурина, вероятно, остается без работы и уезжает в Сибирь учетчицей на лесосплав (не исключены и другие причины отъезда).
Интерес к музыке возникает внезапно. Батурина возвращается в Петроград и пытается поступить в консерваторию, но не проходит возрастной ценз: абитуриентке было почти тридцать лет. Вопрос решал сам Александр Глазунов: послушав Батурину, он разрешил зачислить ее, несмотря на возраст. В консерватории певица училась сначала у Каролины Ферни-Джиральдони, а после ее отъезда в 1921 году у Софьи Акимовой. В 1925-м состоялся дебют Батуриной в партии Аиды на сцене ГАТОБа (Мариинского театра). Ей сразу поручают партии из классического и современного репертуара – она поет Фату-Моргану на премьере оперы «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева (ГАТОБ, 1926), Леонору в опере «Прыжок через тень» Кшенека (МАЛЕГОТ, 1927). В современном репертуаре – премьерным исполнением сочинения Юрия Тюлина – Батурина дебютировала с Филармоническим оркестром под управлением Николая Малько на сцене Большого зала.
Несмотря на удачное начало карьеры, в 1928 году Батурина, по приглашению дирижера Ария Пазовского, уезжает вместе с мужем, дирижером Великановым, в Харбин, где поет в Оперном театре, участвует в симфонических концертах и преподает в Музыкальном техникуме. После установления в Харбине японского управления и массового вывоза из Харбина советских граждан Батурина вернулась в Ленинград и недолго работала в ГАТОБе. В это время она спела на сцене Большого зала арии из опер Вагнера и Верди под управлением Исайи Альтермана (1935), приняла участие в концертном исполнении I и III актов «Валькирии» в программе Фрица Штидри (1937), а последний раз выступила 6 марта 1938 года, оркестром дирижировал Виктор Великанов.
Судя по всему, в Ленинграде им обосноваться не удалось, Батурина и Великанов уезжают в Свердловск, здесь она поет в оперном театре, а в 1948–1973 преподает в Уральской консерватории.
Концерты
-
30 марта 1927
(программа и бюллетень Ассоциации с авторскими аннотациями на сочинения, приложены рецензии на концерт)
Ленинградская ассоциация современной музыки
при Ленинградской академической филармонии
Филармонический оркестр
Дирижеры – Владимир Дранишников и Николай МалькоКарнович. Сюита из балета «La Bellote». Дешевов. Сюита из балета «Джебелла». Юдин. Симфоническая поэма для большого оркестра. Тюлин. Два стихотворения К. Бальмонта для голоса с оркестром. Пащенко. Сюита в классическом стиле для малого оркестра
-
27 февраля 1935
(анонс)
Университет музыкальной культуры
IV цикл. IV лекция-концерт
«Развитие западноевропейской оперы в эпоху империализма»В программе: Мейербер, Берлиоз, Вагнер, Гуно, Верди, Бизе, Николаи, Зуппе
-
18 мая 1937
Вагнер. I и III акты из оперы «Валькирия»
Опера в концертном исполнении (первое исполнение)
-
21 мая 1937
7-й концерт 3-го абонемента
Вагнер. I и III акты из оперы «Валькирия»
Опера в концертном исполнении (первое исполнение)
-
6 марта 1938
6-й концерт молодежного абонемента (программка с аннотацией и составом оркестра)
Симфонический концерт
Дирижер – Виктор ВеликановБерлиоз. Отрывок из симфонии «Ромео и Джульетта». Сен-Санс. «Юность Геркулеса». Дюка. «Ученик чародея». Берлиоз. Два отрывка из легенды «Осуждение Фауста». Ария Беатриче из оперы «Беатриче и Бенедикт». Дюка. Монолог Арианы из оперы «Ариана и Синяя Борода». Дебюсси. «Облака»