Персоны
«Музика Резервата»
Биография
«Музика Резервата» / Musica Reservata – британский ансамбль старинной музыки.
Ансамбль “Musica Reservata” появился по воле двух друзей-музыкантов. Оба они были ирландцами, оба переехали в Лондон из Дублина, оба были увлечены исследованием старинных, неизведанных пластов искусства и взялись изменить мнение публики о том, что история музыки начинается с Баха, Генделя и Вивальди. Это был кузен знаменитого писателя-абсурдиста и драматурга Самюэля Беккета Джон Беккет (John Stewart Beckett, 1927–2007) и его приятель Майкл Морроу (Norman Michael MacNamara Morrow, 1929–1994).
Интерес к старинной музыке в середине XX столетия охватывает исполнителей и музыковедов разных стран. Но Беккет и Морроу идут дальше многих своих коллег. Неслучайно рецензию на концерт их ансамбля в Ленинградской филармонии критик назовет «Новинки… старинной музыки», и в первом же предложении подтвердит:
«Да, именно как новинки звучат для современного слушателя многие произведения из репертуара ансамбля “Музика Резервата”». («Ленинградская правда», 07.12.1976)
Наряду с вокалистами в составе ансамбля – исполнители на волынках, колесной лире, регале (портативном органе), крумгорне ... Большая часть зала до этого не только не слышала, но и не видела таких инструментов!
С конца 1950-х годов концерты ансамбля Морроу и Беккета проходили в Англии в формате, близком к «квартирникам» – для своих. Но уже с 1960 года “Musica Reservata” начинает выступать в лучших залах Великобритании, а затем и по всему миру. Играет в венском Музикферайне, Берлинской филармонии, гастролирует в Бельгии, Нидерландах, выезжает в Португалию. Вскоре появятся студийные альбомы – «Музыка раннего Ренессанса», «Музыка времен Христофора Колумба», «Музыка времен “Декамерона” Боккаччо», «Придворная музыка Франции XIII века». Время между концертами и записями Морроу и Беккет проводят в библиотеках, музеях, монастырях, изучают архивы, ищут нотные материалы, переводят манускрипты из разных систем записи нот в современный вид, заказывают мастерам копии инструментов прежних эпох, обучают певцов манере пения, далекой от принципов бельканто. К началу 1970-х между друзьями все чаще возникают конфликты, которые в 1973 году приведут к уходу Джона Беккета из ансамбля, в СССР «Музика Резервата» приезжает уже без него. Майкл Морроу привозит свой ансамбль в Ленинград в декабре 1976 года. В двух программах в Большом зале филармонии звучит бургундская, французская, английская и итальянская музыка XV–XVI веков.
Концертную активность ансамбль сохранял до начала 1980-х годов, с ним сотрудничали и другие британские коллективы, специализирующиеся на старинной музыке, концертами периодически дирижировал крупный представитель движения аутентичного исполнительства Эндрю Пэррот. После смерти Майкла Морроу архив ансамбля, включая редкие партитуры, «снятые» и расшифрованные музыкантом со старинных рукописей, был передан в библиотеку Королевского колледжа музыки в Лондоне.
О. Р.
Концерты
-
6 декабря 1976 (днем)
Бургундская, французская и итальянская музыка XV-XVI веков
«Музика резервата», ансамбль старинной музыки (Великобритания)В программе: бургундская, французская и итальянская музыка XV-XVI веков
-
7 декабря 1976
Английская и итальянская музыка XV-XVI веков
«Музика резервата» (Великобритания)В программе: английская и итальянская музыка XV-XVI веков