Персоны

Маурицио Поллини

1942–2024
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Маурицио Поллини

Биография

Поллини Маурицио / Maurizio Pollini – итальянский пианист.

Биография Маурицио Поллини редко обходится без истории, случившейся в Варшаве на Конкурсе имени Шопена в 1960 году, где 18-летний пианист, к тому времени лауреат нескольких конкурсов, настолько поразил почтенное жюри, что Артур Рубинштейн якобы воскликнул: «Он уже играет лучше любого из нас»! Говорил ли эти слова мэтр Рубинштейн или нет, в любом случае триумф молодого музыканта был оглушительным. И, что больше всего поразило современников, Поллини не захотел воспользоваться моментальными плодами этого успеха, ведь приглашения на гастроли и записи посыпались на него одно за другим. Вместо этого Поллини «взял паузу», продолжил учиться, брал уроки у Артуро Бенедетти Микеланджели, совершенствовался сам, и, вернувшись на концертные сцены через несколько лет, предстал перед публикой сложившимся музыкантом.

26 января 1977 года, Большой зал.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

С середины 1960-х Поллини стремительно завоевывает мир, в 1968-м дебютирует в США, в 1974-м – в Японии. Когда в начале 1977-го он приедет в СССР, то в газетном анонсе будет представлен слушателям, как «один из самых замечательных пианистов Европы», причем в подтверждение такой характеристики автор заметки добавит: «Мировая пресса единодушно отмечает благородство, простоту, поэтичность его исполнительской манеры». Есть другая черта, о которой пишет «мировая пресса» и которая хорошо заметна по программам Поллини в Большом зале Ленинградской филармонии. Это репертуарная всеядность. Итальянский пианист не выбирает из фортепианного наследия стиль или эпоху, в которых будет чувствовать себя наиболее комфортно, звучать наиболее выигрышно. Его в равной степени интересуют Бах и Штокхаузен, Моцарт и Булез, романтики и Луиджи Ноно. Миссию музыканта Поллини видит в преодолении «трудностей перевода», возникающих в момент, когда слушатель ХХ века должен понять, представить, насколько «авангардно», свежо, революционно звучала лучшая музыка каждой эпохи для ее современников.

На сцену Ленинградской филармонии пианист в тот раз выйдет дважды. С Симфоническим оркестром под управлением Юрия Темирканова сыграет Четвертый концерт Бетховена. В сольной программе соединит поздние сонаты Бетховена с музыкой нововенцев – Шенберга и Веберна.

Таким образом – на контрасте эпох – Маурицио Поллини строит программы часто. Но играет и монографии: к 300-летию со дня рождения Баха, отмечавшемуся в 1985-м, запишет весь «Хорошо темперированный клавир», в 1990-е несколько раз в разных городах мира – от Берлина до Нью-Йорка, исполнит циклом все сонаты Бетховена, в 2007 году получит премию «Грэмми» за записи Шопена.

Концерт 26 января 1977 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Записывается Поллини невероятно много. Когда в 2017 году к юбилею музыканта Deutsche Grammophon собрал все записи, сделанные пианистом на своем лейбле, то в издание вошло 58 дисков! Значительное место в дискографии, конечно, занимают романтики – Шопен, Брамс, Шуберт, Шуман. Их Поллини играл и во время двух визитов в Петербург, состоявшихся спустя долгие годы после дебюта в Большом зале: в 2003 году итальянский музыкант разделил программу между Шопеном и Дебюсси, в 2008-м – играл Шопена и Шумана.

В последние годы Поллини ограничил географию своих выступлений Европой, с 2012-го он объявил, что здоровье не позволяет ему больше совершать многочасовые перелеты в США, где пианиста очень любили и всегда ждали. Не появляется он больше и на российских сценах. Но выступать продолжает: на 2022 год, к 80-летию музыканта было запланировано множество концертов в разных европейских городах, включая Милан, Цюрих, Лондон и Зальцбург, где в юбилейном концерте Поллини должен был играть поздние сонаты Бетховена. Не все выступления состоялись, из-за болезни отменился и юбилейный вечер 24 августа 2022-го в Зальцбурге. Но Маурицио Поллини вернулся на сцену, и 13 февраля 2023 года публика миланского Театра “Ла Скала” имела счастье слушать его с программой из сочинений Луиджи Ноно, Арнольда Шенберга и Фридерика Шопена.

23 марта 2024 года из Милана пришла весть о смерти Маурицио Поллини.

О. Р.




Другие материалы

Питер Донохоу

Питер Донохоу

Фортепиано Род. в 1953
Мария Заринская

Мария Заринская

Дирижер 1900–1989

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»