Персоны
Евгений Микеладзе
Биография
Микеладзе Евгений Семенович / ევგენი მიქელაძე – грузинский дирижер.
В 1930 году Евгений Микеладзе получает дирижерский диплом Ленинградской консерватории: здесь он начал учиться у Николая Малько, а после его отъезда в 1929-м за границу завершил учебу у Александра Гаука. Потом Гаук скажет: «за целую жизнь я почти не встречал таких одаренных дирижеров, как Микеладзе. Перед ним было огромное будущее» [1].
Для дипломного спектакля он выбирает оперу Моцарта «Так поступает все», в Оперной студии консерватории проводит «Царскую невесту» Римского-Корсакова, а уже в сентябре 1930-го состоится дебют с «Кармен» в Тбилисском театре оперы и балета. В 1931 году недавний студент становится дирижером театра, а в 1933-м – его художественным руководителем и главным дирижером. Музыка – смысл его жизни. Микеладзе одновременно преподает в Тбилисской консерватории, руководит студенческим симфоническим оркестром, который в 1933 году получает статус Государственного симфонического оркестра Грузинской ССР. В театре один за другим появляются новые спектакли: русские, итальянские, французские оперы и новые грузинские названия – оперы и балеты.
В симфонических концертах Евгений Микеладзе тоже исполняет современную грузинскую музыку. Но не только. В 1933 году в Тбилиси под управлением Микеладзе проходит вечер из произведений Прокофьева, автор солирует в Третьем фортепианном концерте. Очевидцы вспоминают и Шестую симфонию Чайковского в интерпретации Микеладзе, и Третью Брамса. В январе 1937 года в Москве с громким успехом проходят гастроли дирижера с Тбилисским оперным театром на декаде грузинской культуры.
Микеладзе 34 года, и ему прочат большое будущее. Он обладает виртуозной дирижерской техникой, феноменальной памятью (дирижирует наизусть), природной музыкальностью и фантастической преданностью делу.
4 ноября 1937 года, накануне премьеры оперы «Латавры» Захария Палиашвили, чье имя носит Тбилисский театр, Микеладзе арестовывают и обвиняют в антисоветской деятельности. После жесточайших пыток 22 декабря Микеладзе приговаривают к расстрелу.
В 1953-м его посмертно реабилитируют. Имя дирижера появляется в советской печати. О нем пишет очерк Ираклий Андроников, в справочник «Современные дирижеры» (М.: Советский композитор, 1969) составители Л. Григорьев и Я. Платек помещают персональную статью. Но нигде – ни там, ни в «Большой советской энциклопедии», ни в других источниках ничего не сказано о трагической судьбе музыканта. Об этом начнут говорить только в середине 1980-х: в 1984-м Тенгиз Абуладзе снимет культовый фильм «Покаяние», в основе сюжета которого – судьба Евгения Микеладзе и его семьи, фильм выйдет на экраны в 1987-м, а в 1991-м имя Евгения Микеладзе будет присвоено Национальному симфоническому оркестру Грузии, у истоков которого стоял музыкант. Сын дирижера, режиссер-документалист Вахтанг Микеладзе, родившийся за полгода до гибели отца, в 2007-м снимет фильм о Берии «Убийца моей семьи».
В 1930–1934 Евгений Микеладзе дал четыре концерта с Филармоническим оркестром в Большом зале. Две программы были посвящены русской музыке – Глинка, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков, одна – современным композиторам Армении и Грузии. На последнем концерте 28 февраля 1934 года звучали Симфония № 5 Шуберта (редкость для того времени), Концерт № 2 Шопена, солировал Лев Оборин, увертюра к «Тангейзеру» Вагнера и «Дон Жуан» Рихарда Штрауса.
Концерты
-
16 декабря 1930
(машинопись)
Филармонический оркестр
Дирижер – Евгений МикеладзеВ программе: Мусоргский, Глинка, Бородин
-
4 марта 1931
(рукописная книга)
Филармонический оркестр
Дирижер – Е. МикеладзеВ программе: Аракчеев, Спендиаров, Тер-Гевондян, Палиашвили, Киладзе, Тактакишвили, Спендиаров, Туския
-
27 июня 1931
Участникам Олимпиады Облпрофсвета (машинопись)
Филармонический оркестр
Дирижер – Евгений МикеладзеМусоргский. Вступление к опере «Хованщина». Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Бородин. Половецкие пляски из оперы «Князь Игорь». Римский-Корсаков. «Испанское каприччио»
-
28 февраля 1934
(анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений Микеладзе
Шуберт. Симфония № 5. Штраус Р. Симфоническая поэма «Дон Жуан». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер»