Персоны

Анна Цирульникова

1898–?
Источник изображения: vk.com
Анна Цирульникова

Биография

Цирульникова / ошибочно указана как Цирулькина / Анна Моисеевна (1898–?) – певица, меццо-сопрано.

В начале 1930-х Анна Цирульникова, вероятно, работала в Малом оперном театре. В Большом зале филармонии певица дважды исполнила Песню Хиври в сборных концертах в 1931 году, а в январе 1935-го участвовала в концертном исполнении оперы «Летучий голландец» под управлением Фрица Штидри. В 1935–1938 годах эта опера неоднократно исполнялась в Филармонии практически тем же составом. Но Анна Цирульникова в ней больше не пела: в марте 1935 года она была осуждена органами НКВД и, как «социально опасный элемент», выслана из Ленинграда. По воспоминаниям мурманчанина Владимира Кичангина, и до и после войны Анна Моисеевна часто гостила в селе Нюхча на севере Архангельской области, вероятно, недалеко от места ссылки.

И. Р.

P. S.

За годы работы (с 2015-го) над историческим сайтом Петербургской филармонии приходилось не раз возвращаться к уже написанным биографиям в связи с вновь открывшимися важными деталями. Digital-формат позволяет познакомить с ними наших читателей.

В 2023 году журнал «Новый мир» (№ 11) опубликовал статью доктора филологических наук, исследователя русской поэзии Ирины Сурат «“Неаполитанские песенки” Осипа Мандельштама: история и поэтика». Автор статьи обращает внимание на фрагмент «Воспоминаний» Надежды Мандельштам, в котором она рассказывает об истории одного стихотворения, написанного поэтом в годы воронежской ссылки (1934–1937):

Я в львиный ров и в крепость погружен
И опускаюсь ниже, ниже, ниже
Под этих звуков ливень дрожжевой —
Сильнее льва, мощнее Пятикнижья.
Как близко, близко твой подходит зов —
До заповедей роды и первины —
Океанийских низка жемчугов
И таитянок кроткие корзины…
Карающего пенья материк,
Густого голоса низинами надвинься!
Богатых дочерей дикарско-сладкий лик
Не стоит твоего — праматери — мизинца.
Не ограничена еще моя пора:
И я сопровождал восторг вселенский,
Как вполголосная органная игра
Сопровождает голос женский.

А вот и фрагмент:

«… в тот период он был ужас как утомлен работой. Но в голове шумели стихи, и отвязаться от них не удалось. Так появились стихи о певице с низким голосом в конце «Второй воронежской тетради». Незадолго до этого он слушал по радио Мариан Андерсон, а накануне посетил другую певицу — высланную из Ленинграда. Для нее О. М. вольно перевел неаполитанские песенки, чтобы она выступала с ними по радио, где они оба тогда прикармливались. Мы побежали к ней, узнав, что ее мужа, недавно отсидевшего пять лет в лагере и отпущенного с каким-то минусом в Воронеж, снова арестовали. Мы еще не сталкивались с повторными арестами и не знали, что они сулят. Певица лежала в постели. Потрясенные люди всегда лежат. <…> Певица лихорадочно строила планы на будущее — как овладевает нами эта лихорадка в роковые минуты смертей, арестов, вызовов в органы и прочих катастроф. Не этот ли лихорадочный бред помогает нам пережить вещи, непостижимые для человека, вроде смерти близкого или увода его в тюрьмы двадцатого столетия? Вот что говорила нам певица: не может быть, чтобы ее мужа отправили в лагерь — ведь он только что оттуда вернулся. Значит, его вышлют куда-нибудь, ну и пускай… не все ли равно куда… И она поедет за ним и будет петь… Не все ли равно, где петь — в Ленинграде, Ишиме, Воронеже или Иргизе… Всюду можно петь — в любой сибирской деревне… Она будет петь, и ей дадут муки, и она испечет хлеб… И они вместе его съедят…

Муж не вернулся, ведь вышел какой-то приказ о повторных арестах тех, кто уже удостоился этой чести. Тогда или в пятидесятых годах, не знаю, был еще один приказ о том, чтобы навечно сослать всех, кто успел побывать в лагерях… Сама певица тоже исчезла — ее отправили куда-то петь или валить лес — мы так и не узнали куда…»

Ирина Сатур не просто идентифицирует имя певицы, с которой Мандельштамы общались в Воронежской ссылке и для которой поэт переводил неаполитанские песни, но и восстанавливает некоторые факты ее биографии. Исследователь пишет:

«Надежда Яковлевна нигде не называет ее имени, но сегодня мы можем назвать его с определенной долей уверенности: Анна Моисеевна Цирульникова, 1898 года рождения, из Ленинграда, в первой половине 1930-х работала в Малом оперном театре, 26 марта 1935 года была осуждена ОС НКВД как социально-опасный элемент и выслана из Ленинграда, реабилитирована в 1989 году.

<…> уже 12 и 15 апреля 1935 года в воронежской газете «Коммуна» выходит объявление Облрадиокомитета о том, что 16 и 17 апреля в зале Дома Красной армии состоятся концерты “премьера Государственного академического Большого театра Союза ССР Александра Батурина (бас) при участии артистки А. Цирульниковой (меццо-сопрано)…”

Работа Анны Цирульниковой в воронежском Облрадиокомитете прослеживается по программам передач местного радио, в 1935–1937 она пела музыку Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Глазунова, Балакирева, Бородина, Танеева, Мендельсона, Рахманинова, Моцарта, Бетховена, Гайдна, Грига, Гуно, Бизе, Шумана, Делиба, Сен-Санса, Массне, Листа, Берлиоза, Вагнера. Наряду с этим она участвовала в передачах «Пушкин в русском романсе», «Даргомыжский и “кучкисты”», «Возникновение оперы в Италии» из цикла “музкультминимум”, в музыкально-литературной передаче к женскому дню 8 марта, в концерте для колхозников-ударников животноводства, концерте по заявкам стахановцев к 1 мая, в концерте по заявкам рабочих завода им. Дзержинского, в “концерте из песен, посвященных 1905 году”, и т. п. Бывали у нее небольшие сольные выступления на радио (их программа в объявлениях не раскрыта), кроме того, она принимала участие в том самом монтаже по опере Глюка “Орфей и Эвридика”, который подготовил и предварил своим вступительным словом Мандельштам, — еще один пример их сотрудничества. Значатся в ее репертуаре и народные песни — английские, немецкие, тирольские, испанские и итальянские.

… О дальнейшей судьбе певицы нам известно немногое: в 1960-е годы она жила в Москве и ежегодно летом приезжала в село Нюхча на берегу Белого моря — можно предположить, что судьба ее репрессированного мужа была связана с этими местами, что он когда-то отбывал наказание в одном из архангельских лагерей или что они вместе жили в ссылке в Архангельской области».


Концерты

  • 15 апреля 1931

    (машинопись)

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Антон Чернушенко

    Мусоргский. Вступление к опере «Хованщина». «Баба-Яга» из цикла «Картинки с выставки». Вступление и песня Хиври из оперы «Сорочинская ярмарка». Чайковский. I часть концерта для скрипки с оркестром. Сюита из балета «Щелкунчик»

  • 30 апреля 1931

    (машинопись)

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Артемий Гевиксман

    Мусоргский. Вступление к опере «Хованщина». «Баба-Яга». Вступление и песня Хиври из оперы «Сорочинская ярмарка». Чайковский. I часть концерта для скрипки с оркестром. Сюита из балета «Щелкунчик»

  • 23 января 1935

    (анонс)

    Вагнер. «Моряк-скиталец» («Летучий голландец»)

    Опера в концертном исполнении




Другие материалы

Александр Хмара

Александр Хмара

Актер 1894–1987
Герц Цомык

Герц Цомык

Виолончель 1914–1981

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»