Персоны

Исай Альтерман

1910–1985
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Исай Альтерман

Биография

Альтерман Исай Моисеевич – дирижер.

В Ленинградской консерватории Исай Альтерман учился в классах скрипки и композиции, курс оперно-симфонического дирижирования прошел у Александра Гаука (1933), в 1936-м окончил аспирантуру.

Самостоятельная дирижерская работа Альтермана начинается в 1934 году в Оперной студии консерватории. Не менее важным для начинающего дирижера становится руководство самодеятельным оркестром. Об этом любопытном факте пишет в статье «Из истории симфонических оркестров Петербургской консерватории» Анастасия Мурсалова:

«В 1930-е годы, помимо студенческого, в консерватории был организован самодеятельный оркестр. Каждый оркестрант-любитель был прикреплен к студенту старшего курса консерватории. Руководил оркестром дирижер Оперной студии Исай Моисеевич Альтерман… За первые пять лет существования оркестр дал более 15 симфонических концертов и принял участие в праздновании 75-летия консерватории. Работу оркестра прервал июнь 1941-го».

Летом объединенный оркестр едет на гастроли в Мариуполь. На первой репетиции 22 июня музыканты узнают о начале войны. Альтерман возвращается в Ленинград. Еще в 1937-м он начинает сотрудничать с недавно созданным Большим симфоническим оркестром ленинградского радиокомитета, с ним работает в блокаду до 1943-го, а с 1946-го до 1953 года преподает в консерватории.

На этом ленинградский период жизни Исая Альтермана завершится. Впоследствии он будет главным дирижером театров оперы и балета Вильнюса (1953–1958), Уфы (1961–1966), Саратова (1966–1969). Но самым длительным местом его службы окажется Кишинев. Молдавский оперный театр Альтерман возглавит на три года в 1958-м, а затем вернется сюда в 1969-м и в течение 15 лет, до конца жизни, сохранит пост главного дирижера и художественного руководителя театра, став значительной фигурой в музыкальной культуре республиканской столицы.

Назначение Альтермана на идеологически важные посты – косвенное свидетельство того, что партия ему доверяла. Это подтверждают и программы его концертов в Большом зале филармонии: дебют в ноябре 1933-го с самодеятельными артистами на «Вечере показа творчества комсомольцев – работников искусств, организуемый ГК ВЛКСМ, Домом коммунистического воспитания детей, Газетой «Смена» и Ленфилармонией, посвященный 15-летию ВЛКСМ», концерт в мае 1936 года и в октябре 1938-го для Куйбышевского райкома ВЛКСМ, участие 21 мая 1949 года, наряду с Евгением Мравинским, в концерте Пленума Ленинградского Союза композиторов. В этой последней своей филармонической программе Альтерман дирижировал песенным блоком концерта, прошедшим в сопровождении Заслуженного коллектива и при участии сводного хора ансамблей ЛВО (Ленинградского военного округа), МВД, КФБ (Краснознаменного Балтийского флота).

Но были у дирижера и вполне классические программы – концертное исполнение оперы «Каменный гость» Даргомыжского (1937, 1948, 1939), монографии Чайковского, Бетховена, фрагменты из балетов Глазунова, Стравинского, русских и западных опер. Примечательно, что в двух концертах Альтермана во время блокады тоже звучала классика – Дворжак, Григ, Бородин и Римский-Корсаков.

Среди солистов, с которыми выступал Исай Альтерман, были не только известные певцы ленинградской оперы, но и именитые инструменталисты – Константин Игумнов, Лев Оборин, Давид Ойстрах.

И. Р.


Концерты

  • 22 ноября 1933

    Организован ГК ВЛКСМ, Домом коммунистического воспитания детей, Газетой «Смена» и Ленфилармонией (анонс)

    Вечер показа творчества комсомольцев – работников искусств,
    посвященный 15-летию ВЛКСМ
    Дирижер – Исай Альтерман

    В программе: Чайковский, Дворжак, Лист, Капиус, танцы, чтение

  • 27 февраля 1935

    (анонс)

    Университет музыкальной культуры
    IV цикл. IV лекция-концерт
    «Развитие западноевропейской оперы в эпоху империализма»

    В программе: Мейербер, Берлиоз, Вагнер, Гуно, Верди, Бизе, Николаи, Зуппе

  • 24 марта 1935

    (машинопись)

    Симфонический концерт для школьников 7–10 классов

    В программе: Чайковский, Кассиль, Стравинский, Прокофьев, Ипполитов-Иванов

  • 30 марта 1935

    (повторение программы 24 марта, машинопись)

    Симфонический концерт для школьников 7–10 классов

    В программе: Чайковский, Кассиль, Стравинский, Прокофьев, Ипполитов-Иванов

  • 6 февраля 1936

    (машинопись)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Исай Альтерман

    Балакирев. «Тамара». Грузинская песня для сопрано с оркестром. Мусоргский. Думка Параси из оперы «Сорочинская ярмарка». Полонез из оперы «Борис Годунов». Бородин. Симфония № 1

  • 27 мая 1936

    Ленинградская филармония – Ленинскому комсомолу (рукопись)

    Концерт для комсомольцев Куйбышевского района,
    организованный Райкомом ВЛКСМ, дирекцией и комсомольской группой филармонии

    Бетховен. Увертюра «Леонора» № 3. Лист. Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер». Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Бородин. «Для берегов отчизны дальной». Чайковский. «Песня цыганки». Римский-Корсаков. «Испанское каприччио»

  • 11 декабря 1936

    Симфонический концерт
    Дирижер – Исай Альтерман

    Моцарт. «Маленькая ночная серенада». Концерт для скрипки с оркестром. Чайковский. Симфония № 4

  • 6 февраля 1937

    4-й концерт 3-го абонемента

    Даргомыжский. «Каменный гость»

    Опера в концертном исполнении

  • 8 февраля 1937

    5-й концерт 1-го абонемента (повторение программы 6 февраля)

    Даргомыжский. «Каменный гость»

    Опера в концертном исполнении

  • 21 марта 1938

    (программка с составом оркестра)

    Концерты русской музыки
    Римский-Корсаков, Лядов, Глазунов, Чайковский

    Римский-Корсаков. «Шехеразада». Лядов. «Кикимора». «Волшебное озеро». «Баба-Яга». Глазунов. Три пьесы для виолончели с оркестром. Чайковский. «Франческа да Римини»

  • 29 октября 1938

    Посвященный XX-летию ВЛКСМ (рукопись)

    Закрытый симфонический концерт для членов Куйбышевского райкома ВЛКСМ

    В программе: Дзержинский, М. Феркельман, Сорокин, Свиридов, Дунаевский, Соловьев-Седой

  • 18 апреля 1940

    Концерт 1-го абонемента из произведений П. И. Чайковского (программка с портретом Чайковского, вкладышем-аннотацией)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Исай Альтерман

    Чайковский. Увертюра-фантазия «Гамлет». Концертная фантазия для фортепиано с оркестром. Симфония № 3

  • 17 декабря 1940

    Симфонический концерт к 170-летию со дня рождения Бетховена

    Бетховен. Увертюра «Леонора» № 3. Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Симфония № 5

  • 16 мая 1942

    (рукописная книга, пометка: афиша разм. 1 л., плакаты, оповещение по радио)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Исай Альтерман

    Дворжак. Симфония № 5 (№ 9) «Из Нового Света». Григ. Концерт для фортепиано с оркестром. Норвежские танцы

  • 26 мая 1946

    7-й концерт 5-го абонемента (машинопись)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Исай Альтерман

    Балакирев. Увертюра из музыки к трагедии У. Шекспира «Король Лир». Мусоргский. «Ночь на Лысой горе». Монолог Бориса из оперы «Борис Годунов». Лядов. «Кикимора». Глазунов. Фрагменты из балета «Раймонда»

  • 8 декабря 1946

    2-й концерт 4-го дневного абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Исай Альтерман

    Мусоргский. «Ночь на Лысой горе». Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Глазунов. Симфония № 5

  • 18 января 1948

    5-й концерт 1-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Исай Альтерман

    Даргомыжский. «Каменный гость», опера в концертном исполнении

  • 25 января 1948

    5-й концерт 6-го дневного абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Исай Альтерман

    Даргомыжский. «Каменный гость», опера в концертном исполнении

  • 15 февраля 1948

    6-й концерт 6-го дневного абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Исай Альтерман

    Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада». Чайковский. Симфония № 4

  • 30 апреля 1949

    8-й концерт 1-го абонемента

    К 150-летию со дня рождения А. С. Пушкина

    Даргомыжский. Опера «Каменный гость» в концертном исполнении




Другие материалы

Борис Абрамович

Борис Абрамович

Фортепиано 1910–1986
Георгий Артоболевский

Георгий Артоболевский

Мастер художественного слова 1898–1943

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»