Персоны
Евсей Зингер
Биография
Зингер Евсей Михайлович – пианист, педагог.
В 1931 году Евсей Зингер окончил Ленинградскую консерваторию, а в 1936-м – аспирантуру у Самария Савшинского. С 1930-го выступал на небольших концертных площадках как солист, ансамблист и аккомпаниатор от различных государственных структур – Роскино, Радиоцентра, Областного управления театрами. В 1936 году Зингер начал преподавать в Саратовской консерватории, стал через два года заведующим кафедрой специального фортепиано, летом 1945-го вернулся в Ленинград.
В 1946–1950 Зингер – доцент Ленинградской консерватории, где читает лекции по истории и теории пианизма и ведет курс общего фортепиано. Но в начале 1950-х он уезжает в Алма-Атинскую консерваторию, где получает класс специального фортепиано. В воспоминаниях его коллеги Ирины Савенко датой начала работы Зингера в Алма-Ате назван 1953 год, там же, со слов самого Зингера, упомянута и причина его отъезда из Ленинграда:
«С начала учебного года [1953–1954] появился в консерватории Евсей Михайлович Зингер, доцент по классу рояля. Приехал из Ленинграда – по каким-то неприятным для него причинам. ‘’Космополитизм’’ – с невеселой улыбкой отвечал он на вопросы сослуживцев».
Впрочем, в Казахстане пианист задержится ненадолго. В 1956 году в Новосибирске открывается консерватория, и Евсей Михайлович Зингер становится первым заведующим фортепианной кафедрой в новом ВУЗе. В Новосибирске музыкант ведет активную творческую и просветительскую деятельность – преподает, выступает с концертами, устраивает концертные тематические циклы, в которых играют его студенты, на телевидении в 1960-е годы ведет программу «Беседы у рояля» (в Ленинграде программу с таким названием вел Натан Перельман, но это случилось значительно позже), издает фортепианные сборники для детей, пишет статьи о творчестве Скрябина, защищает диссертацию и публикует основанную на ней книгу «Из истории фортепианного искусства Франции до середины XIX века» (М., 1976).
В Новосибирске о Зингере и сегодня вспоминают с большой благодарностью, как о замечательном музыканте и прекрасном человеке, а его новосибирские выпускники заняли свою нишу и в ленинградском-петербургском музыкальном ландшафте – это композитор Юрий Корнаков и профессор кафедры фортепиано Петербургской консерватории Олег Малов.
В жизни самого Евсея Зингера Ленинград и Новосибирск стали не только важнейшими этапами биографии, но и переплелись в годы войны. В известных нам биографических источниках не упоминается о том, что сезон 1942/1943 Зингер провел в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Почему завкафедрой Саратовской консерватории оказался тогда в Сибири, неясно. Но этот непреложный факт подтверждает сохранившийся в архивах Филармонии машинописный список оркестровых и камерных концертных программ, исполненных Заслуженным коллективом и ленинградскими музыкантами на концертных площадках Новосибирска. Список этот составлен именно Евсеем Зингером. Был ли он в это время принят в штат библиотеки Филармонии, или оказался добровольным составителем ее летописи, неизвестно. В любом случае, «Список Зингера», при отсутствии напечатанных программ (а такое случалось нередко), оказался бесценным документом, реконструирующим концертную жизнь Ленинградской филармонии в эвакуации в сезоне 1942/1943.
В Филармонии Евсей Зингер играл лишь в консерваторские годы: 28 мая 1931-го пианист дал клавирабенд в Малом зале (нынешнее Бетховенское фойе БЗФ), а 28 февраля 1936 года в цикле исторических концертов исполнил Первую сонату Глазунова в Большом зале.
И. Р.
Концерты
-
28 февраля 1936
16-й концерт 3-го абонемента (машинопись)
Исторические концерты
Мусоргский, Римский-Корсаков и ГлазуновГлазунов. Пять новеллетт для струнного квартета. Римский-Корсаков. Романсы. Глазунов. Соната для фортепиано № 1. Мусоргский. Песни