Персоны

Соломон Михоэлс

1890–1948
Источник изображения: Кино-Театр.ру
Соломон Михоэлс

Биография

Михоэлс Соломон Михайлович (наст. фамилия Вовси) – актер, режиссер.

К актерской профессии Михоэлс пришел поздно, почти в 30 лет, но стремился к этому с ранней юности. Еще студентом Рижского реального училища, когда на уроке литературы ученики читали по ролям «Короля Лира», Соломон пообещал себе, что однажды непременно сыграет эту роль на сцене. Обещание он выполнит через много лет. До этого Соломон Вовси успеет поучиться на юриста – в Киевском и Петроградском университетах, в 1919-м примкнуть к Еврейской театральной студии Грановского – она работала сначала в Петрограде, а затем переехала в Москву, где на основе студии и был основан знаменитый ГОСЕТ – Государственный Еврейский театр, в котором Соломон Михоэлс сразу стал ведущим актером.

Театр быстро завоевывает публику, причем далеко не только еврейскую. В 1920 году ГОСЕТ занимает зал на 100 мест (его расписывал Марк Шагал), уже в 1922-м труппа переезжает в здание на Малой Бронной с залом на 500 зрителей, но на спектакли всё равно не попасть: публика идет на Михоэлса, даже не зная идиша, на котором он играет. Когда в 1929 году после длительных гастролей театра по Европе Грановский не вернется в Россию, ни у кого не возникнет сомнений, кто же возглавит ГОСЕТ: Михоэлс к этому времени фактически был и душой, и «лицом» труппы.

На сцене театра оживали уходящие в прошлое типажи «местечек», но Михоэлсу хотелось большего. В 1935-м он, несмотря на сопротивление труппы, ставит вместе с Сергеем Радловым «Короля Лира». Спектакль становится событием не только в истории ГОСЕТА или биографии самого Михоэлса, его называют этапным для всего театрального искусства. О нем пишут сотни рецензий, на «Лира» в Еврейский театр водят знаменитых гостей советской столицы – сохранились отзывы Поля Робсона, Лиона Фейхтвангера, знаменитого режиссера Гордона Крэга, который после спектакля заметил:

«Теперь мне ясно, почему в Англии нет настоящего Шекспира на театре. Потому что там нет такого актера, как Михоэлс».

Через несколько месяцев после премьеры «Короля Лира» Михоэлса встречает публика Большого зала Ленинградской филармонии: в мае 1935 года он участвует в сборной программе, средства от которой идут «в фонд постройки воздушной эскадрильи» – так указано на афише. Страна вооружалась к грядущей войне, во время которой Соломону Михоэлсу предстояло сыграть новую, не менее ответственную роль, чем все сыгранные на сцене.

В 1942 году главного режиссера ГОСЕТа назначают председателем Еврейского антифашистского комитета. В структуру, созданную при кураторстве НКВД, входят многие знаменитости – Илья Эренбург и Самуил Маршак, Давид Ойстрах и Эмиль Гилельс, академик Фрумкин и режиссер Таиров. Однако Михоэлс и тут сразу же становится «душой и лицом» Комитета. Именно его в 1943 году отправляют в турне по США, Мексике, Канаде и Великобритании с целью сбора материальной помощи и, несомненно, в целях агитации за открытие второго фронта. Выступления Михоэлса собирали стадионы, так в Нью-Йорке 9 июля 1943 года послушать о борьбе советских евреев против нацизма пришли 47 тысяч человек. Марк Шагал позднее вспоминал:

«Я видел постановки, которые делали на площадях, на стадионах, на аренах цирков крупнейшие режиссеры нашего времени, но такое действо, как антифашистский митинг в Нью-Йорке в 1943 году, мог поставить только Михоэлс».

В результате митинга было собрано 100 тысяч долларов на нужды Красной армии. Всего же за время поездки членов Антифашистского комитета в СССР было переведено более 30 миллионов долларов, не считая другой помощи – медикаментов, продуктов, оборудования.

Победу московский ГОСЕТ отметил спектаклем «Фрейлехс» («Радость») по мотивам еврейского музыкального фольклора. В 1946-м Михоэлс получает за него Сталинскую премию. В том же 1946-м МГБ готовит записку «о националистических проявлениях некоторых работников Еврейского антифашистского комитета». Недовольство работой Комитета высказывает и сам Сталин: ЕАК, созданный, как «товар на экспорт» на время войны, вождю был больше не нужен.

Изменение в национальной политике идут исподволь. Вот и в ГОСЕТе пока восстановлены собирающие полные залы прежние знаменитые спектакли – «Тевье-молочник», «Колдунья», «Заколдованный портной». Фрагменты из них артисты театра представляют и на двух вечерах в Ленинградской филармонии в июне 1947 года, правда, сам Михоэлс в тот раз в Ленинград не приезжает.

Его гастроли назначены на 17 и 18 января 1948 года. Эти даты стоят в анонсе на обороте программок Большого зала от 10, 15 и 16 января – в архиве Филармонии на двух последних программках анонсы перечеркнуты карандашом. 12 января 1948 года газеты сообщили о том, что «Советский театр понес большую утрату. Умер Соломон Михайлович Михоэлс. Смерть вырвала из наших рядов...»

Михоэлс был убит в Минске. Убийство, замаскированное под аварию, совершили сотрудники МГБ – Министерства госбезопасности, за успешно выполненную спецоперацию они получат награды.

Хоронили Михоэлса пышно, в соответствии со статусом кавалера ордена Ленина и Сталинского лауреата. Слишком велика была известность режиссера в стране и за рубежом. С остальными членами ЕАК и ГОСЕТа так не церемонились: и писатель Исаак Фефер, сменивший Михоэлса на посту председателя Антифашистского комитета, и артист Вениамин Зускин, возглавивший Еврейский театр, вскоре были арестованы и расстреляны. В 1948-м Комитет ликвидировали, ГОСЕТ закрыли «за недостатком публики».

В новые времена об убийстве Михоэлса будут сняты фильмы, написаны монографии и «политические детективы», но главное, будут созданы книги и фильмы о его жизни, опубликованы дневники и письма Михоэлса, статьи и воспоминания о нем, о его ролях и спектаклях.

О. Р.


Концерты

  • 9 июня 1935

    (афиша)

    Редакция газеты «Смена» и дирекция Ленгосфилармонии устраивают Большой концерт

    Знатные люди ленинградских театров – в фонд постройки воздушной эскадрильи

  • 17 января 1948

    (анонс на обороте программки 10 января)

    Вечер, посвященный 30-летию со дня смерти классика еврейской литературы Менделе Мойхер-Сфорима

    (программа не указана)

  • 19 января 1948

    (анонс на обороте программки 10 января)

    Вечер, посвященный 30-летию со дня смерти классика еврейской литературы Менделе Мойхер-Сфорима

    (программа не указана)




Другие материалы

Михаил Михно

Михаил Михно

Артист оперетты 1894–1936
Илья Набатов

Илья Набатов

Артист 1896–1977

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»