Персоны

Александр Геронимус

1915–1980
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Александр Геронимус

Биография

Геронимус Александр Ефимович – пианист.

Окончив музыкальную школу при Ростовской консерватории, Александр Геронимус в 1928 году уехал на стажировку в Германию и до 1931-го учился в Берлинской академии у Леонида Крейцера. Этот факт заграничной жизни, указанный в личном деле, едва не стал препятствием для участия пианиста во Всесоюзном конкурсе исполнителей в 1938 году. Однако в итоге до конкурса Геронимуса допустили, он получил третью премию, и, вероятно, как лауреат, выступил в Большом зале Ленинградской филармонии с Заслуженным коллективом под управлением Карла Элиасберга.

Александр Геронимус, 30 мая 1948 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Столь яркий дебют – Концерт Брамса не стал началом большой карьеры. В дальнейшем на филармоническую афишу Александр Геронимус чаще попадал, как один из участников сборных программ: выступал со вставными номерами в сольных вечерах вокалистов, дважды играл в концертах класса Леонида Николаева, у которого после возвращения из Германии учился в Ленинградской консерватории, а затем в 1936–1939 и в аспирантуре. Среди выпускников Николаева были Владимир Софроницкий и Дмитрий Шостакович, с которыми пианиста свяжет близкая дружба. Сочинения Шостаковича, а также музыку других ленинградских и московских композиторов, Александр Геронимус исполнял на разных концертных площадках.

В 1941-м Геронимус ушел добровольцем на фронт, но затем был отозван для концертной деятельности, в 1942-м стал солистом Филармонии Кисловодска, в 1943–1945 работал в Филармонии Ашхабада. В конце 1940-х годов в Большом зале состоялось его второе и последнее выступление с оркестром: пианист исполнил Концерт № 1 Рахманинова, дирижировал Абрам Стасевич.

Концерт 30 мая 1948 года. Оркестр ЗКР, солист Александр Геронимус. Дирижер Абрам Стасевич.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Больше Александр Геронимус в Филармонии не выступал. Основным местом его работы стала консерватория. Еще в 1939 году он получил здесь место ассистента Павла Серебрякова, а в послевоенные годы и до конца жизни работал на кафедре общего фортепиано.

И. Р.


Концерты

  • 12 февраля 1938

    (программка с составом оркестра)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Карл Элиасберг

    Танеев. Симфония № 1. Брамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Лист. Венгерская рапсодия № 1

  • 15 апреля 1938

    (программа с портретом Л. В. Николаева)

    Фортепианный вечер
    Концерт пианистов школы Леонида Николаева
    (35 лет художественной деятельности)

    В программе: Шопен, Ган, Шуберт–Лист, Лист, Равель, Вагнер–Лист, Дебюсси, Бах, Бах–Бузони, Ионген, Брамс, Николаев, Глазунов, Глазунов–Блюменфельд

  • 19 ноября 1938

    (время и зал не указаны, рукопись составлена небрежно)

    Вокальный концерт
    Оксана Петрусенко

    В программе: Ган, Дебюсси, Стеценко, Подгорецкий, Рональд, Туренков, Артемовский, Шуберт, Глазунов, Новиков, Корчмарев, Гречанинов, Варламов, Ипполитов-Иванов

  • 4 января 1939

    (программка, фотопортрет исполнителя на обложке)

    Вокальный вечер
    Солист Театра оперы и балета имени Кирова
    Николай Константинович Печковский

    Аренский. Фортепианное трио. Романсы. Шуберт. Фантазия. Брамс. Интермеццо. Шуберт. Серенада. «Двойник». Брамс. «Ода Сафо». «Воскресное утро»

  • 7 декабря 1939

    В Консерватории, Зал имени Глазунова. Концертное бюро Филармонии

    Концерт профессоров, доцентов и ассистентов кафедры Леонида Николаева Ленинградской консерватории

    В программе: Ган, Гольц, Прокофьев, Хачатурян, Майзель, Мясковский, Николаев, Шехтер

  • 5 января 1940

    (программка с рукописной правкой)

    Вокальный вечер
    Солистка Большого театра СССР
    Елена Степанова

    В программе: Чайковский, Рахманинов, Брамс, Василенко, Лядов, Дворжак, Шуберт, Шопен, Лист, Скотт, Мошковский, Моцарт, Госсек

  • 10 апреля 1940

    (рукопись)

    Камерный концерт

    Чайковский. «Размышление». «Ноябрь. На тройке» из цикла «Времена года». Шуберт–Лист. «Венские вечера». Брамс. Рапсодия. Массне. Ария из оперы «Сид». Сен-Санс. Ария из оперы «Самсон и Далила». Бизе. «Утро». Хабанера из оперы «Кармен». Брамс. «Данко»

  • 12 октября 1940

    (черновая рукопись)

    Концерт пианистов школы Леонида Николаева

    Рахманинов. Сюита для двух фортепиано № 2. Шопен. Скерцо. Две мазурки. Полонез. Шуберт–Лист. «Двойник». «Лесной царь». «Утренняя серенада». Бах–Бузони. Две хоральные прелюдии. Прелюдия и фуга. Шопен. Две мазурки. Глазунов. Соната. Дебюсси. Прелюдия. Шуберт–Лист. Вальс. Брамс. Интермеццо. Рапсодия. Чайковский. «Думка». Вальс. «Русское скерцо»

  • 8 ноября 1941

    (афиша)

    Балетный утренник

    (программа не указана)

  • 18 мая 1947

    (рукописная книга)

    Вокальный вечер
    Владимир Сливинский

    Чайковский. «Ната-вальс». «На тройке» из цикла «Времена года». Рахманинов. «Полишинель». Чайковский. Романсы. Рахманинов. II и III части «Элегического трио». Романсы

  • 30 мая 1948

    10-й концерт 6-го дневного абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Абрам Стасевич

    Щербачев. Симфоническая сюита по драме А. Островского «Гроза». Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Чайковский. Сюита из балета «Лебединое озеро»




Другие материалы

Виталий Гевиксман

Виталий Гевиксман

Композитор 1924–2007
Татьяна Гольдфарб

Татьяна Гольдфарб

Фортепиано 1914–1964

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»