Персоны
Александр Перельман

Биография
Перельман Александр Абрамович – артист-чтец.
Переехав в Петроград из Ташкента, Александр Перельман в 1922–1924 учился в Институте живого слова (существовал в Петрограде в 1918–1924), а по окончании начал читать с эстрады. Перельман был одним из самых известных мастеров «театра одного актера». Твардовский, услышав в его исполнении «Василия Тёркина», воскликнул: «это лучше, чем я написал!». Бажов, с которым Перельман был дружен, считал его лучшим исполнителем своего сказа «Малахитовая шкатулка». Коллеги и зрители вспоминали его «Суламифь» Куприна и «Кола Брюньона» Ромена Роллана, «Траву забвения» Катаева и «Мой Дагестан» Гамзатова.
Многочисленные учреждения культуры, появившиеся в 1920-е годы, ликвидировались, вливались в другие, вновь созданные, опять реорганизовывались и меняли свое подчинение. В зависимости от этого перемещалась и трудовая книжка артиста, он служил в Театре чтеца, в Центральном управлении цирков, в Ленгосэстраде, а с 1965-го – в Ленконцерте.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Выступал Перельман в основном на камерных площадках, и лишь с 1938-го по 1950 год читал со сцены Большого зала филармонии. В это время он был артистом филармонического Концертного бюро, которое появилось в 1931-м, после очередной реорганизации, когда Филармония вошла в так называемый ГОМЭЦ (Государственное объединение музыкального, эстрадного и циркового искусства). Александр Перельман участвовал в первом (4 октября 1941) и прощальном (6 августа 1944) концертах Филармонии в Новосибирске. Здесь, в эвакуации 7 июля 1944-го, состоялся и сольный вечер артиста, посвященный другому мастеру звучащего слова – погибшему во время концерта для фронтовиков Георгию Артоболевскому. В тот раз в программе Александра Перельмана была композиция по «Суламифи» Куприна. Почти во всех других концертах, до и после войны, он выступал с «восточными миниатюрами» – стихотворениями узбекских, туркменских, армянских, азербайджанских, грузинских поэтов о прекрасной жизни бедняков Востока после прихода советской власти (некоторые стихи были, или значились, обработками текстов героев из народа, например, «Парень Хачо».
Последнее выступление Александра Перельмана в Большом зале состоялось 24 декабря 1950 года.
В начале 1950-х артист принял участие в нескольких программах Малого зала имени Глинки. После длительного перерыва, в декабре 1973 года, он читает на камерной филармонической сцене фрагмент из «Травы забвения» Валентина Катаева. Аудитория Малого зала еще услышит в исполнении Александра Перельмана программу «Мой Дагестан» (1980), главы из «Василия Тёркина» (1981) и повесть Куприна «Суламифь», которую 88-летний патриарх цеха мастеров художественного слова читал 27 сентября 1993 года уже в Петербургской филармонии.
И. Р.
Концерты
-
16 января 1938
Вокальный вечер
Солист Театра оперы и балета имени Кирова
Николай ПечковскийВ программе: Дзержинский, Хренников, Энтелис, Соловьев-Седой, Шапорин, Мясковский, Свиридов, Шишов
-
27 февраля 1938
Старинные цыганские романсы
Изабелла ЮрьеваСтаринные цыганские романсы и таборные песни
-
4 октября 1941
(программка-буклет с аннотацией)
Открытие концертного сезона Ленинградской филармонии в Новосибирске
«Интернационал». Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Чайковский. «Франческа да Римини»
-
23 февраля 1944
Концерт в ознаменование XXVI годовщины РККА
Вебер. Увертюра к опере «Оберон». Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Глазунов. Сюита из балета «Раймонда» (программа II отделения не указана)
-
19 апреля 1944
(общая программка на 19, 23 и 30 апреля)
Опера в концертном исполнении
Дирижер – Николай РабиновичЧайковский. «Евгений Онегин»
-
23 апреля 1944
(общая программка на 19, 23 и 30 апреля)
Опера в концертном исполнении
Дирижер – Николай РабиновичЧайковский. «Евгений Онегин»
-
29 апреля 1944
Концерт для участников торжественного заседания, посвященного празднику 1 мая
Гимн Советского союза. Бизе. Увертюра и Хабанера из оперы «Кармен». Сен-Санс. Ария Далилы из оперы «Самсон и Далила». Дворжак. Славянский танец. И. Штраус. Вальс «Венская кровь». «Персидский марш» (программа II отделения не указана)
-
30 апреля 1944
(общая программка на 19, 23 и 30 апреля)
Опера в концертном исполнении
Дирижер – Николай РабиновичЧайковский. «Евгений Онегин»
-
30 апреля 1944
Концерт для участников торжественного собрания коллектива Управления Томской железной дороги в ознаменование праздника 1 мая
В программе: Глинка, Мусоргский, Бородин, Чайковский, Делакруа, И. Штраус, Рейхардт, Джамбул, Твардовский, Кончаловская, Штейман, Рассин, Строк
-
7 мая 1944
(общая программка на 7 и 11 мая)
Опера в концертном исполнении
Дирижер – Николай РабиновичЧайковский. «Евгений Онегин»
-
11 мая 1944
(общая программка на 7 и 11 мая)
Опера в концертном исполнении
Дирижер – Николай РабиновичЧайковский. «Евгений Онегин»
-
7 июля 1944
Литературный вечер
Александр ПерельманЛитературная композиция «Суламифь» по рассказу А. Куприна
-
15 июля 1944
Прощальный концерт для железнодорожников Новосибирского и Инского узлов и управления Томской железной дороги
Григ. Фрагменты из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Марш из музыки к пьесе «Сигурд Юрсальфар». Бизе. Фрагменты из оперы «Кармен». Сюита № 2 из музыки к драме А. Доде «Арлезианка» (программа II отделения не указана)
-
6 августа 1944
(пригласительный билет)
Прощальный концерт для партийного и советского актива г. Новосибирска
В программе: Россини, Мусоргский, Бизе, Бородин, Глазунов, Монюшко, Векерлен, Пушкин, Пуччини, Мельо, Григ, Щербачев, Чайковский, Симонов, Сердечков, Римский-Корсаков, Твардовский, Гуно, Верди, Узакова, Жаров, Гурко, Молчанов, Фогельсон, Александров
-
31 октября 1944
Творческая встреча артистов Филармонии с общественностью г. Ленинграда
В программе: Глинка–Балакирев, Лист, Чайковский, Пушкин, Венявский, Василенко, Глиэр, Славин, Монюшко, Григ, Щербачев, Эренбург, Направник, Леонкавалло, Михалков, Кюи, Алимджан, Уйгун, Непесли, Глоба, Дель-Акуа, Доницетти, Тимори
-
2 ноября 1944
(рукописная книга)
Сборный концерт
В программе: Чайковский, Лист, Глинка, Балакирев, Венявский, Непесли, Глоба, Уйгун, Жаров, Квитко, Массне, Рахманинов, Шереметьев, Сарасате, Динику–Хейфец, И. Штраус, Дюмануар, Захаров, Даргомыжский, Бетховен, Аранович
-
27 ноября 1944
(рукописная книга)
Закрытый концерт
Для завода (без уточнения)В программе: Рубинштейн, Балакирев, Уйгун, Кончаловская, Венявский, Ленч, Рахманинов, Чайковский, Дулов, Верди, Гашек, Кальман, Стоггарт–Фримль, Целлер, Аранович
-
5 декабря 1944
(рукописная книга)
Концерт ко Дню Конституции
В программе: Чайковский, Василенко, Глиэр, Аракишвили, Вердье, Непесли, Глоба, Жаров, Прицкер, Даргомыжский, И. Штраус, Островский, Аранович, Соловьев-Седой, Сорокин, Блантер, Мопассан, Кашеваров, Верди, Хачатурян
-
8 декабря 1944
(рукопись)
Закрытый концерт
Для Государственного университетаВ программе: Шуберт, Вебер, Глоба, Непесли, Жаров, Венявский, Рубинштейн, Чайковский, Гуно, Григ, Аранович, М. Твен
-
8 марта 1945
(рукописная книга)
Праздничный концерт
В программе: Шопен, Булахов, Балакирев, Бизе, Твардовский, Жаров, Массне, Тимори