Пресса
«Жизнь искусства» № 2
О концертах 29 декабря 1925 и 3 января 1926 в БЗФА. В. Нежданова и Н. С. Голованов
В центре внимания последнего симфонического концерта Филармонии — крупная фигура московской певицы А. В. Неждановой. Артистка в своем высоком мастерстве неизменно совмещает вокальную виртуозность с выдающимся художественным дарованием; - говорить о ее пении значит столько же поражаться самой природе и технике ее голоса, сколько простоте и глубине интерпретации.
Выступление Голованова в качестве дирижера не представило собою значительного интереса. К минусам московского гастролера надо отнести однообразие его дирижерских приемов, мало воздействовавших на оркестр. Что касается до демонстрировавшихся сочинений Голованова, несомненно говорящих в пользу незаурядной музыкальной культуры композитора, то они не засвидетельствовали об определенно выраженном индивидуальном даровании их автора. Голованов нигде не выходит за пределы традиционных приемов письма «русской школы». Местами в его музыке («Саломея») встречается ткань гармонии, родственная современной западноевропейской манере сочинительства. Ограниченное по самому своему материалу (тематизм короткий и мало развитой), творчество такого характера вряд ли может претендовать на серьезное значение. Гораздо сильнее Голованов в инструментовке. Тут в нем чувствуется рука опытного мастера оркестра.
В частности романсы Голованова, малоценные по фактуре и содержанию, обнаруживают в нем однако композитора искушенного в знании особенностей голоса. Большое искусство было проявлено московским дирижером в области аккомпанемента, как за дирижерским пультом, так и у рояля.
В. М-ИЙ