Пресса
«Ленинградская правда»
О концертах ЗКР в ноябре–декабре 1944 в БЗФНА ОТЧЕТНЫХ КОНЦЕРТАХ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ФИЛАРМОНИИ
Более двух месяцев прошло с того дня, как в Ленинграде возобновились концерты филармонического оркестра. В исполнении симфонического ансамбля мы вновь услышали произведения мировой музыкальной литературы.
Первые концерты Ленинградская филармония строила таким образом, чтобы отчитаться перед ленинградцами за время трёхлетнего пребывания в Новосибирске. Эти отчётные концерты показали, что первоклассный оркестровый коллектив, который считался одним из лучших в стране, не только сохранил строгие традиции ленинградской исполнительской культуры, но и привнёс в них ещё большую яркость выражения. Это зрелый художественный организм, единый по своим творческим устремлениям, послушный и гибкий в руках опытного дирижёра.
Высокие исполнительские качества филармонического оркестра во многом обусловлены широтой его художественного кругозора. Программы отчётных концертов убедительно показали диапазон его творческих возможностей. В исполнении симфоний Бетховена и Чайковского, Танеева и Брамса, Шуберта и Дворжака, Скрябина и Мясковского, Малера и Шостаковича оркестр проявил глубокое понимание стиля произведения и чуткую способность к творческому перевоплощению. Большая заслуга в этом Е. А. Мравинского, главного дирижёра Филармонии и её художественного руководителя.
С настойчивой последовательностью Мравинский работает и над расширением репертуара. Каждая симфоническая «премьера» является результатом больших творческих исканий, глубокого осознания тех исполнительских задач, которые выдвигаются данным произведением.
Вместе с Мравинским отчётные концерты проводил К. И. Зандерлинг. В лице этого молодого дирижёра Филармония приобрела глубокого и серьёзного музыканта, взыскательно работающего над собой. В превосходной, творчески живой трактовке «Ночной серенады» Моцарта или пятой симфонии («Из нового света») Дворжака, в волевом исполнении симфонии Танеева или красочной интерпретации «Вальса» Равеля раскрылось многообразие таланта Зандерлинга. И, если не всё ещё ему подчас удаётся, то хороший художественный вкус, высокая культура, принципиальность и своеобразие его творческих замыслов являются залогом дальнейшего роста Зандерлинга как дирижёра.
Десять отчётных концертов Филармонии (один из них провёл дирижёр Н. С. Рабинович, с под’ёмом исполнивший первую симфонию Малера) дают возможность надеяться, что в текущем сезоне будут широко показаны лучшие произведения мировой и в первую очередь русской и советской симфонической музыки.
Н. Большаков