Пресса

10 июня 1945

«Ленинградская правда»

О концерте 27 мая 1945 в БЗФ

«Иоанн Дамаскин» Танеева

В июне этого года исполняется 30 лет со дня смерти С. И. Танеева.

Замечательный композитор и музыкант-учёный, пианист и крупный общественный деятель, Танеев занимает в истории русской музыкальной культуры выдающееся место. Ученик и близкий друг Чайковского, он стремился в своём творчестве показать моральную стойкость и величие русского народа. И музыка, и личность самого Танеева являют собой поразительный пример глубокого нравственного совершенствования.

Ленинградская филармония приурочила к годовщине смерти Танеева исполнение его кантаты «Иоанн Дамаскин». Это первое крупное произведение 28-летнего композитора обладает высокими художественными достоинствами. Проникновенный лиризм и строгий, возвышенный характер музыки кантаты обусловлены её содержанием. В основе её лежит отрывок поэмы А. К. Толстого «Иоанн Дамаскин», в котором воспевается нравственная сила человека, побеждающего смерть.

Идея сочинения возникла под впечатлением смерти горячо любимого учителя Танеева — Н. Г. Рубинштейна, выдающегося пианиста и дирижёра, директора Московской консерватории, умершего в 1881 г. Спустя три года кантата была закончена и в том же, 1884 г. исполнена в Москве. После концерта Чайковский написал своему ученику: «Вы написали превосходную музыку. У Вас большой талант, много ума, океан ненависти ко всему условному, пошлому, дёшево дающемуся, и в результате этого рано или поздно должны получаться богатые плоды».

Замысел кантаты необычен. Это своеобразный русский реквием, с задушевной теплотой воссоздающий образ сильного духом человека, чьи деяния проникнуты высоким моральным пафосом. Музыка воссоздаёт образы задумчивой печали и глубокой скорби, просветлённой лирики и сурового величия. Сложность содержания сочетается с простотой изложения, проникнутой интонациями народной песенности.

Всё это требует от исполнителей кантаты — хора и оркестра —значительной подготовительной работы и большой непосредственности во время исполнения на концерте. Хор Ленинградской государственной капеллы (художественный руководитель проф. Г. А. Дмитревский, дирижёр-хормейстер Е. П. Кудрявцева) и оркестр Филармонии под управлением дирижёра — заслуженного деятеля искусств К. И. Элиасберга с честью справились с этой трудной задачей.

В текущем сезоне хор Капеллы показал значительные достижения как в стройности ансамбля, динамической ровности голосов, так и в выразительности исполнения. Порадовала звучность хора во второй части кантаты, широкое песенное дыхание — в первой, слаженность темпераментного исполнения – в фуге третьей части. Правда, в интонациях женской группы порой встречались шероховатости. Численно меньшая мужская половина хора звучала выразительно и ярко.

Дирижёр Элиасберг руководил своим большим коллективом исполнителей уверенно и спокойно. Некоторые индивидуальные оттенки, которые внёс дирижёр в исполнение первой и третьей частей (динамика и темп), не нарушили строгого замысла кантаты, в раскрытии которого Элиасберг обнаружил глубокое понимание и чувство стиля.

Оркестр Филармонии играл тепло и с воодушевлением.

Проф. М. Друскин



Другие материалы

27 мая 1945

«Правда» (Москва)

О концертах 23 и 25 мая 1945 в БЗФ
26 мая 1945

«Ленинградская правда»

О концертах 23 и 25 мая 1945 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»