Пресса

30 июня 1945

«Ленинградская правда»

О концерте 24 июня 1945 в БЗФ, ленинградская премьера симфонии № 5 Прокофьева

ПЯТАЯ СИМФОНИЯ ПРОКОФЬЕВА

НА КОНЦЕРТЕ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ФИЛАРМОНИИ

С. С. Прокофьев — крупнейшей мастер советской музыки. Композитор огромного своеобразия, мужественной силы и большой творческой продуктивности, он продолжает в наши дни ту русскую национальную традицию, которая в XIX веке дала блестящие достижения в эпическом симфонизме Глинки, Бородина, Глазунова. Вступив в шестой десяток своей жизни, Прокофьев особенно интенсивно работал в последние годы: комическая опера «Дуэнья» (по Шеридану), балет «Золушка», гигантская оперная эпопея «Война и мир» (но Л. Н. Толстому), две фортепианные сонаты (7-я и 8-я), пятая симфония — таков далеко не полный список тех произведений, которые были закончены Прокофьевым в течение истекших 4—6 лет. Многие из них ещё не знакомы ленинградским слушателям. Поэтому естественен тот интерес, который вызвало первое исполнение пятой симфонии на концерте Ленинградской филармонии 24 июня.

Программа концерта была целиком посвящена творчеству Прокофьева. Филармония уже показала в этом сезоне ряд выдающихся произведений советских композиторов (Мясковского, Штейнберга, Шапорина, Хачатуряна, Шостаковича). Исполнение этих произведений было встречено широкой ленинградской общественностью с большим вниманием и интересом.

Столь же значительным был и прокофьевский концерт. Три произведения стояли в его программе. Первый фортепианный концерт (солист проф. А. Д. Каменский) давал представление о двадцатилетием Прокофьеве. Сюита из балета «Ромео и Джульетта» показывала творчество композитора в позднее время (1936 г.). И, наконец, пятая симфония, законченная в конце 1944 года, рассказывает о думах и чувствах композитора за годы Великой отечественной войны.

После долгого перерыва Прокофьев возвращается к жанру симфонии — этой своего рода инструментальной драме, в которой композитор должен говорить в широкой повествовательной манере о важном и значительном. До недавнего времени Прокофьев не имел склонности к подобного рода повествованию. Его симфоническая музыка более тяготела к жанру лирического или драматического портрета. Поразительная способность метко схватывать черты человеческого характера или воссоздавать определённую внешне драматическую ситуацию в движении мелодии, гармонии, ритма являлась одной из лучших особенностей Прокофьева-симфониста. Но в пятой симфонии композитор стремится передать большие обобщённые мысли и чувства. Это произведение относится к годам Великой отечественной войны не только по времени своего создания. Грозным дыханием времени и глубоко оптимистическим мироощущением проникнуто её содержание.

Четыре части симфонии представляют собой как бы четыре самостоятельные картины, раскрывающие одну и ту же тему. Вместе с тем в симфонии есть единство возвышенного и сурово эпического повествования.

Наиболее драматично изложение первой части, где суровость вступления противопоставляется патетической страстности в дальнейшем музыкальном развитии. Вторая часть продолжает линию драматического повествования несколько в ином плане. Она состоит из резкой смены ритмически заостренных эпизодов. Третья часть дает выход большому лирическому чувству. Мелодическое дарование Прокофьева раскрывается здесь с чудесной щедростью. Музыка финала возвращается к эпическому характеру изложения, но уже в праздничном звучании. Однако превосходный идиллический эпизод в начале четвёртой части слишком краток и подавляется общей мощностью звучания финала. Тем не менее, несмотря на указанные недостатки, симфония в целом оставляет очень сильное и яркое впечатление,

Оркестр филармонии под управлением заслуженного артиста РСФСР Е. А. Мравинского провёл весь концерт темпераментно и с увлечением. Лучшие качества дирижерского таланта Мравинского — богатая красочная фантазия, превосходное чувство ритма, широкий пластический жест — помогли ему раскрыть содержание музыки Прокофьева.

Проф. М. Друскин



Другие материалы

7 июля 1945

«Ленинградская правда»

О вечере 30 июня 1945 в БЗФ
7 июля 1945

«Ленинградская правда»

О концерте 4 июля 1945 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»