Пресса

26 июля 1945

«Ленинградская правда»

Об итогах симфонического сезона

Итоги симфонического сезона

Наступило время творческих отпусков в художественных организациях Ленинграда. Уже закрылось на лето большинство театров. Закончила свой симфонический сезон и Ленинградская филармония.

Для нашего симфонического оркестра это был первый сезон по возвращении из эвакуации в родной город.

За многие довоенные годы Ленинградская филармония сумела сплотить вокруг себя широкие массы слушателей, создать актив постоянных посетителей симфонических концертов.

Вернувшись в Ленинград, руководители Филармонии на первых порах были в немалой степени озабочены тем, чтобы вновь приобрести слушателей, любителей симфонической музыки. Были выпущены четыре абонемента (один из них для молодёжи), удовлетворяющие интересы самых разнообразных слоёв населения нашего города.

Все лучшие концерты этого сезона, на которых исполнялись крупнейшие произведения русской, западноевропейской и советской симфонической музыки, проходили при переполненном зале. Уже после концертов было единодушно признано, что наш симфонический оркестр (заслуженный коллектив республики) вернулся в Ленинград во всеоружии всех тех художественных средств, которые создали ему почётную известность.

На высоком художественном уровне прошли почти все выступления оркестра в сезоне.

Патриотизм советских людей, возросший за время войны, вызвал глубокий интерес к русской национальной культуре. Этот интерес надо было удовлетворять — знакомить слушателей с сокровищами русской музыки в наиболее полном и художественно выразительном исполнении.

Великие богатства русской классической музыки являются нашей национальной гордостью. Творения Чайковского, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Глазунова нужно неустанно и ревностно пропагандировать. В них, начиная с произведений Глинки, с его поистине поразительной мелодической щедростью, до произведений Танеева и Лядова, — раскрывается мир бесконечной красоты и величия, выражены духовная мощь и талантливость русского народа.

Однако, подводя итоги сезона, вспоминая прослушанные концерты, приходишь к выводу, что репертуарная линия Филармонии не всегда отличалась необходимой чёткостью и целеустремлённостью. Уже в середине сезона обнаружилось явно недостаточное количество произведений русских композиторов, намеченных к исполнению. Годовой план подвергся пересмотру, и к концу сезона Филармония сумела выправить свою репертуарную линию. Теперь уже яснее вырисовывается репертуарный план следующего симфонического сезона. В будущем сезоне, как это видно из составленного плана, русская музыка будет представлена значительно полнее. В этом плане намечены к исполнению произведения Глинки, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Скрябина, Рахманинова, а также все симфонические сочинения Чайковского.

Однако следует заметить, что в выпущенных абонементах, рассчитанных на массовых слушателей, почему-то отсутствуют произведения Лядова с его поразительными по краскам миниатюрами: «Баба-Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро».

Деятельная пропаганда достижений советской музыкальной культуры всегда была отличительным качеством нашей Филармонии.

До войны на эстраде Филармонии исполнялись все лучшие произведения советских авторов. Вспомним первое исполнение 5-й симфонии Шостаковича, превратившееся в подлинный праздник.

В прошедшем сезоне в Филармонии прозвучали произведения Прокофьева, Мясковского, Хачатуряна, Шостаковича, Шапорина и др. Были вещи новые, впервые исполнявшиеся, — оратория «Сказание о битве за русскую землю» Шапорина, 5-я симфония Прокофьева, симфония Хачатуряна и др.

Но нам кажется недостаточным этот список советских авторов. Филармония должна знакомиться с новыми партитурами, строго отбирать всё лучшее и неустанно его пропагандировать. Для каждого советского дирижёра должна быть органически необходимой работа над новыми произведениями советских композиторов.

В программах будущего сезона можно заметить некоторое улучшение и в этой области. Обещаны 2-я симфония Попова, симфониетта Пащенко, 2-я симфония Мурадели и другие новые произведения.

Совершенно необходимо, на мой взгляд, исполнять и многие незаслуженно забытые вещи. Надо вспомнить, например, 2-ю блоковскую симфонию Щербачёва, имевшую в своё время выдающийся успех. Перечень произведений, о которых надо напомнить любителям симфонической музыки, нетрудно продолжить.

Память сохранила много интересных концертов западноевропейской музыки. Мы слышали Бетховена и Моцарта, Берлиоза и Франка, Брамса и Брукнера. Но и в показе музыки других стран и наций у Ленинградской филармонии также не было в этом году достаточно продуманного плана. Смогли ли слушатели основательно познакомиться с французской музыкой, если на концертах щедро были представлены только утончённые импрессионисты? Лишь «Фантастическая симфония» Берлиоза да одно крупное произведение Франка возвышались над остальными. Недостаточной была инициатива Филармонии и в ознакомлении своих слушателей с творчеством славянских композиторов.

Но как бы ни были значительны недостатки в репертуарной политике Филармонии — одно несомненно: с её эстрады ленинградцы вновь услышали лучшие образцы симфонической музыки.

Главному дирижёру Филармонии— заслуженному артисту РСФСР Мравинскому ленинградские слушатели обязаны многими хорошими концертами.

Мравинский давно уже зарекомендовал себя, как крупный мастер дирижёрского искусства. С огромной силой звучала в его исполнении б-я симфония Чайковского. За ним утвердилась слава тонкого, вдумчивого интерпретатора композиторского замысла и талантливого, темпераментного исполнителя произведений Шостаковича (7-я и 8-я симфонии). На исполнении этих выдающихся произведений советской музыки ещё более окрепло, созрело мастерство дирижёра.

Мравинскому доступно разнообразие музыкальных стилей: здесь и пышно-танцевальная балетная музыка Глазунова, и гениальный «Щелкунчик» Чайковского, и симфонии Брамса.

От выступлений дирижёра Зандерлинга, завоевавшего большую популярность у слушателей, также осталось немало хороших воспоминаний. Удачным было его исполнение 1-й симфонии Танеева, мастерским — исполнение вальсов Равеля, вдохновенной — интерпретация симфонии Цезаря Франка.

Следует назвать имена и других дирижёров: заслуженного деятеля искусств Элиасберга, удачно исполнившего «Иоанна Дамаскина» Танеева и симфонию Ракова, заслуженного деятеля искусств Хайкина, исполнившего концерт из произведений Глазунова, а также Рабиновича, дирижировавшего первой симфонией Малера. Запомнились выступления москвичей: Голованова (увертюра «1812 год» Чайковского) и Гаука («Сказание о битве за русскую землю»), а также специальный концерт грузинских композиторов (дирижёр Азмайпарашвили).

Из пианистов, принимавших участие в симфонических концертах, в первую очередь хочется отметить Якова Зака, познакомившего ленинградцев с изумительными вариациями Рахманинова на тему Паганини и углублённо исполнившего 1-й концерт Брамса (дирижёр Зандерлинг). Мастерски сыграл пианист Каменский фортепианные концерты Равеля и 1-й — Прокофьева. По-прежнему украшали филармонический сезон имена Софроницкого, Оборина, Ойстраха, Нейгауза.

Задача Филармонии в будущем — ещё шире пропагандировать выдающиеся произведения прошлого и настоящего.

Ю. Кочуров



Другие материалы

7 июля 1945

«Ленинградская правда»

О концерте 4 июля 1945 в БЗФ
30 июня 1945

«Ленинградская правда»

О концерте 24 июня 1945 в БЗФ, ленинградская премьера симфонии № 5 Прокофьева

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»