Пресса
«Вечерний Ленинград»
О концерте 16 января 1946 в БЗФЭмиль Гилельс играет Брамса
Каждая новая крупная работа большого мастера музыкально-исполнительского искусства является своего рода художественным событием. Таким событием было первое исполнение Эмилем Гилельсом второго концерта Брамса для фортепиано с оркестром.
Монументальный второй концерт Брамса — одно из самых выдающихся произведений мировой музыкальной литературы в своем жанре, и принадлежит к числу безусловных шедевров композитора. В этом концерте — богатство и разнообразие музыкального содержания, в нем слиты воедино очарование поэзии, философская серьезность, проникновенная лирика и неподдельная жизнерадостность, сочетающиеся с технически чрезвычайно сложной, виртуозно-трактованной фортепианной партией. Да и самые масштабы концерта (длительность исполнения его — около часа) пред’являют весьма солидные требования к пианисту.
С большим удовлетворением мы можем констатировать несомненную художественную победу талантливого советского пианиста. Эта победа тем более значительна, что успешное исполнение фортепианного концерта Брамса для пианиста является своеобразным «аттестатом исполнительской зрелости». В исполнении Гилельса проявились хороший вкус, глубина и благородная серьезность замысла, отличное владение звуком и полная техническая свобода. Особенно хорошо были исполнены последние две части концерта.
Кое-что в концерте еще требует доработки. Одной из таких погрешностей была некоторая торопливость пианиста. Моментами это приводило к несовпадению «дыхания» солиста и оркестра, руководимого А. В. Гауком.
Мы имеем все основания полагать, что после ближайших повторных исполнений второго концерта Брамса Эмиль Гилельс займет почетное место в ряду лучших исполнителей этого замечательного произведения.
Ю. Вайнкоп