Пресса

10 апреля 1946

«Вечерний Ленинград»

О концерте 7 апреля 1946 в БЗФ

Восьмая симфония Шостаковича

На концерте в Филармонии

Исполнение Восьмой симфонии Шостаковичи оркестром Филармонии под управлением Е. А. Мравинского — значительное событие в нашей музыкальной жизни. Редко когда удается видеть такое замечательное творческое слияние мысли автора, создавшего произведение, мастерское и возвышенное, и воли исполнительского коллектива, воплотившего этот замысел в жизнь.

Нельзя равнодушно внимать этой музыке. Она вылеплена из сурового материала. Тем, кто привык к вещам округлым и мягким, ласкающим взор, — она может показаться недоступной. Бесспорно — это «жестокий талант». Нервный импульс музыки Шостаковича наполняет слушателя огромным чувством беспокойства, тревоги. Это чувство держит, как в железных тисках, на протяжении всего произведения. И лишь изредка наступают моменты отдохновения. Тяжелым и извилистым путем ведет композитор к свету, к радости. Тем острее и ярче вы воспринимаете этот свет и, прослушав симфонию, возбужденные и удовлетворенные, покидаете зал Филармонии.

О большом и значительном говорит Шостакович в своей симфонии. Есть в жизни страшные мгновения. Надо обладать силой и мужеством, чтобы противостоять им. Кому, как не нам, советским людям, недавно пережившим небывалую в истории страшную схватку с ненавистным врагом, могут быть так хорошо знакомы и эти мгновения и это чувство мужественной силы? Именно советский художник и к тому же такой напряженно ищущий мастер, как Шостакович, смог воплотить в образах искусства столь смелый замысел. Его музыка живет лучшими идеями нашего времени.

Восьмая симфония — высшее достижение лирико-трагического симфонизма Шостаковича. Несмотря на свой огромный размер (симфония имеет 5 частей), развитие ее непрерывно и целеустремленно. Настороженно звучит начало первой части. Растет чувство тревоги. Постепенное и длительное его накапливание приводит к гигантскому взрыву. Катастрофа не разрешается, но конфликт утихает. Музыка второй и третьей части еще более насыщается взрывчатой энергией. Оркестр достигает поистине ошеломляющей мощи звучания при мерном и неуклонном движении ритма. Внезапно прорывается мягкий свет: так после сильной бури медленно восходит солнце (четвертая часть). Чудесной ласковой улыбкой озарен финал симфонии.

Многообразное и сложное содержание симфонии требует от дирижера строгой дисциплинированности ума, четкого ощущения архитектоники, умения тонко отшлифовать детали и одновременно охватить единым взором целое. Е. А. Мравинский полностью удовлетворяет этим требованиям. Долголетняя творческая дружба с Шостаковичем помогла ему с убедительной силой и настоящим артистизмом раскрыть замысел композитора.

Мастерски были также исполнены многочисленные сольные эпизоды: проникновенно и одухотворенно играли И. А. Воловник, В. И. Генслер, Е. А. Елизаров, Д. Ф. Еремин и другие солисты этого первоклассного ансамбля.

Профессор М. Друскин



Другие материалы

24 марта 1946

«Красная Звезда»

О первых зарубежных гастролях: Хельсинки, 2–21 марта 1946
1 апреля 1946

«Вечерний Ленинград»

О концерте 28 марта 1946 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»