Пресса
«Вечерний Ленинград»
О концерте 10 апреля 1946 в БЗФКонцерт в Филармонии
Лауреат Сталинской премии заслуженный деятель искусств Б. Э. Хайкин — один из немногих наших оперных дирижеров, систематически появляющихся на симфонической эстраде. Всем памятна его интерпретация «Реквиема» Верди, «Колоколов» Рахманинова и других больших симфонических произведений.
В Филармонии состоялся концерт под управлением Б. Э. Хайкина, целиком посвященный Чайковскому (Пятая симфония, скрипичный концерт и «Буря»).
Пятой симфонией (1888 г.) начинается заключительный период творчества Чайковского, период, исполненный огромного трагического напряжения и скорби. Эта симфония может быть названа лирической трагедией, раскрывающей с предельной искренностью внутренний мир человека, охваченного смятением перед лицом зла.
Здесь внутренний конфликт еще не принимает той острой и безнадежной формы, которая характерна для «Патетической» симфонии. Только во второй части тема судьбы с мрачной энергией врывается в ясный мир лирических раздумий. В мажорном финале этой темы противопоставлена мощно звучащая тема преодоления и борьбы.
Пятая симфония — плод высокого поэтического вдохновения. Созданная как бы единым дыханием, она пленяет законченностью и совершенством формы.
Б. Э. Хайкин хорошо чувствует симфонический стиль Чайковского, его эмоциональную взволнованность и страстность. Исполнение было проникнуто настоящей искренностью и благородной простотой. В гениальной второй части симфонии дирижеру удалось передать драматизм, экспрессию, напряженный и страстный лиризм широко и свободно льющейся музыки. В третьей части были тонко воссозданы нежные краски и поэтическая мелодия вальса.
Скрипичный концерт Чайковского, принадлежащий к самым блестящим образцам этого жанра, был исполнен М. Козолуповой. Если канцонетта была сыграна с настроением и теплотой, то этого, к сожалению, нельзя сказать о первой и последней части концерта, которые прозвучали тускло и малоубедительно.
И. Давыдов