Пресса
«Ленинградская правда»
О концерте 13 октября 1946 в БЗФИНТЕРЕСНЫЙ КОНЦЕРТ
В Филармонии состоялся симфонический концерт под управлением дирижёра Е. А. Мравинского при участии пианиста Святослава Рихтера. В программу концерта вошли произведения Вебера (увертюра к опере «Волшебный стрелок»), Чайковского (1-й концерт для фортепиано с оркестром) и Берлиоза («Фантастическая симфония»).
«Фантастическая симфония» Гектора Берлиоза (1803—1869) — одно из наиболее выдающихся произведений инструментальной музыки XIX столетия. Эта симфония пленяет яркостью красок, страстностью и напряжённостью эмоций, исключительным богатством воображения. Смелости и необычайности авторского замысла соответствуют новизна и оригинальность формы.
«Фантастическая симфония» — это взволнованная музыкальная исповедь, для которой характерна бурная смена настроений, причудливое сплетение радости, меланхолии, жгучих страданий, слёз и смеха. Трагическое одиночество героя подчёркивается контрастной картиной великосветского бала; смятению его души противопоставлен безмятежный покой природы, нарисованной с большим поэтическим вдохновением. Четвертая часть симфонии насыщена величественным и мрачным пафосом «шествия на казнь», а в заключительной— пятой части — развёртывается грандиозная фреска «шабаша ведьм», кстати сказать, лишённая какой бы то ни было мистики, ибо берлиозовские демоны и ведьмы трактуются в остро-юмористической, гротесковой манере.
В двух последних частях симфонии оркестровое мышление Берлиоза раскрывается во всем своём блеске и мощи.
«Фантастическая симфония» нашла в лице Е. А. Мравинского превосходного истолкователя. Дирижёр тонко почувствовал стиль симфонии, её эмоциональную взволнованность и романтический порыв. Особенно удалась Е. А. Мравинскому третья часть — самая поэтическая и глубокая по музыке. Исполнение последних частей симфонии было пронизано великолепным темпераментом и волей.
Общеизвестно, что 1-й концерт для к фортепиано с оркестром принадлежит к лучшим страницам музыки Чайковского, это наиболее любимый и часто исполняемый на филармонической эстраде концерт. Святослав Рихтер сыграл его с безупречным мастерством. Вся исполнительская манера С. Рихтера отличается благородной простотой и вкусом. Пианисту чужда аффектация и виртуозная бравада. Однако в некоторых местах хотелось бы большей импровизационной свободы. С излишней сдержанностью и академичностью был истолкован финал первой части. С большим настроением и теплотой была сыграна вторая часть концерта.
Оркестр под управлением Е. А. Мравинского отлично аккомпанировал талантливому пианисту.
И. Гликман,
доцент Консерватории имени Римского-Корсакова