Пресса

18 ноября 1946

«Вечерний Ленинград»

О концертах 3, 9 и 13 ноября 1946 в БЗФ

Вечера советской музыки

Двадцать девятую годовщину Великой Октябрьской Социалистической революции Ленинградская филармония ознаменовала праздничной декадой советской музыки. Среди исполненных в эти дни произведений были новые для нас вторая симфония В. Мурадели и концерт для виолончели с оркестром А. Хачатуряна, уже известная ленинградцам «Героическая поэма» А. Животова и, наконец, произведения, успевшие занять прочное признание как в Советском Союзе, так и за его пределами – 6-я симфония Д. Шостаковича, 5-я симфония С. Прокофьева, сюита из балета «Гаянэ» Хачатуряна.

Произведения эти написаны советскими композиторами разных поколений и весьма различными по своей творческой индивидуальности. Но все они непререкаемо свидетельствуют о выдающихся качествах советской музыки, о ее высоком идейном и художественном уровне. Характерной, положительной чертой является и жанровое разнообразие музыки, исполненной в концертах праздничной декады (симфония, сюита, концерт, поэма).

Из новых произведений, впервые прозвучавших в Ленинграде, на первое место следует поставить концерт дли виолончели с оркестром А. Хачатуряна.

Хачатурян принадлежит к числу наиболее ярких творческих индивидуальностей в современной советской музыке. Своеобразие его музыкального языка — в органической связи с музыкальным фольклором народов Северного Кавказа и Закавказья. Его музыке свойственна юношеская свежесть, непосредственность чувств, мелодическая щедрость; она радует полнотой жизнеутверждения, необычайной красочностью и мастерством изложения.

В новом концерте Хачатуряна все эти черты нашли убедительное воплощение. В отличие от его второй симфонии, овеянной дыханием суровых и героических дней Великой Отечественной войны, концерт окрашен лирическими тонами. Концерт покоряет своей виртуозностью, которая сочетается с богатством мелодического содержания.

Было бы преувеличением сказать, что концерт лишен недостатков, но они имеют явно второстепенное значение. Новая работа Хачатуряна — удачное и художественно-полноценное произведение. Это – музыка, много говорящая и уму, и сердцу.

Менее цельное впечатление произвела вторая симфония В. Мурадели. Ей, правда, нельзя отказать в значительности музыкального содержания. Яркость дарования композитора бесспорна, он неустанно обогащает свою оркестровую палитру новыми красками. Но при всех своих достоинствах симфония страдает конструктивной рыхлостью (особенно расплывчата по форме вторая часть), некоторой эмоциональной однотонностью музыки.

Пятую симфонию одного из крупнейших мастеров советского музыкального творчества С. Прокофьева, знакомую нам еще по прошлогоднему исполнению, хочется назвать «песнью, торжествующей жизни», — столько в ней жизненной энергии, богатырской силы, радости бытия и человечности. Подобно всем лучшим произведениям Прокофьева, пятая симфония — остро-самобытное, характерно «прокофьевское» по почерку и вместе с тем глубоко-национальное произведение. Особенно хороша третья часть симфонии — одна из наиболее проникновенных страниц музыки Прокофьева.

Хорошо была принята слушателями ставшая уже популярной сюита из балета А. Хачатуряна «Гаянэ».

Все эти произведения были исполнены оркестром под управлением дирижера А. В. Гаука. Следует отметить его крупные заслуги в деле пропаганды советского симфонизма. Успеху концерта Хачатуряна способствовало прекрасное исполнение виолончелиста С. Н. Кнушевицкого.

Подлинным праздником оказался концерт под управлением Е. А. Мравинского. В этот вечер вновь прозвучали «Героическая поэма» А. Животова, первый фортепианный концерт С. Прокофьева и 6-я симфония Д. Шостаковича.

«Героическая поэма» получила уже положительную оценку у ленинградской музыкальной общественности. Это произведение идейное, эмоционально-содержательное и отлично оркестрованное. После первого исполнения автор внес в партитуру некоторые изменения, в результате которых произведение заметно выиграло.

Юношеский фортепианный концерт Прокофьева был как бы заново рожден замечательным пианистом Святославом Рихтером. Он был исполнен увлекательно, с размахом.

Но все было превзойдено исполнением Шестой симфонии Шостаковича, в котором дирижер и оркестр достигли высокого совершенства. Достаточно сказать, что оркестру пришлось по требованию публики бисировать последнюю часть симфонии, случай крайне редкий в практике оркестрового исполнения. Талантливое произведение выдающегося советского композитора нашло в лице Е. А. Мравинского и превосходного оркестра Филармонии не менее талантливых истолкователей.

Советская музыка была достойно представлена в праздничных концертах Филармонии.

А. Алданов



Другие материалы

13 февраля 1953

«Ленинградская Правда»

О концерте 10 февраля 1953 в БЗФ
18 марта 1953

«Ленинградская Правда»

О концертах 5, 10 и 18 февраля в БЗФ и 11 февраля 1953 в МЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»