Пресса

1 апреля 1955

«Вечерний Ленинград»

О концерте 24 марта 1955 в МЗФ

Звучит эмиритон...

В МАЛОМ ЗАЛЕ ИМЕНИ М. И. ГЛИНКИ

С тех пор, как появилась созданная по мысли конструкторов А. А. Иванова, А. В. Римского-Корсакова и В. П. Дзержковича первая модель эмиритона, прошло уже двадцать лет. Нашей стране принадлежит первенство в изобретении электрических музыкальных инструментов, и первым из них был в 1921 году «терменвокс», названный так по имени его создателя — ленинградского инженера Л. Термена. За ним последовали «сонар» — ленинградского конструктора Н. Ананьева, «виолена» — ленинградца В. Гурова, «компанола» и другие.

На вечере в Малом зале имени М. И. Глинки, посвященном эмиритону, об этом во вступительном слове рассказал один из его конструкторов А. А. Иванов. Демонстрируя восьмую модель этого электронного музыкального инструмента, он сообщил ряд любопытных данных. Диапазон эмиритона — восемь октав, он может воспроизвести около пятисот комбинаций тембров, тогда как инструменты симфонического оркестра обладают только двадцатью пятью тембрами.

Тут же были продемонстрированы «образцы» звучания эмиритона, и слушатели ознакомились с этим всеобъемлющим по тембровому охвату инструментом.

Десять экземпляров предыдущей, седьмой модели эмиритона были изготовлены, и этот ансамбль, по звучности не уступавший симфоническому оркестру полного состава, исполнял фантазию Мусоргского «Ночь на Лысой горе», сюиту Грига «Пер Гюнт» и другие оркестровые произведения. Десять исполнителей были подготовлены всего за полгода... Можно упомянуть, для сравнения, что исполнение симфонической фантазии «Ночь на Лысой горе» оркестром требует от 54 до 81 музыканта.

Исполнителями на эмиритоне выступили А. А. Иванов и М. А. Лазарев, которые в сопровождении фортепиано (пианист Артур Бернгардт) показали большую концертную программу из двух отделений.

Слушатели, преимущественно молодежь, заполнившие Малый зал Филармонии, с большим интересом приняли этот концерт-показ эмиритона, который за счет новых художественных средств, на основе современной электронной техники, позволяет значительно расширить возможности исполнителя, разнообразить и обогатить его звуковую палитру.

Следует лишь пожелать, чтобы этот инструмент перестал быть диковинкой и прочно вошел в концертную практику, для чего имеются все основания.

Ф. Семенов



Другие материалы

27 декабря 1954

«Вечерний Ленинград»

О концертах Государственного оркестра СССР 12–26 декабря 1954 в БЗФ
17 марта 1955

«Вечерний Ленинград»

О концерте 16 марта 1954 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»