Пресса

17 сентября 1955

«Ленинградская Правда»

О концерте 14 сентября 1955 в БЗФ

Концерт артистов Германской Федеральной Республики

Выступающий в эти дни в Ленинграде камерный оркестр, возглавляемый профессором Вильгельмом Штроссом, — явление своеобразное и в высшей степени интересное.

Необычен состав этого оркестра из восемнадцати человек, включающий, кроме скрипок, альтов, виолончелей, контрабаса и флейт, и такие давно вышедшие из обихода инструменты, как виола-да-гамба и чембало. Необычна и манера игры большинства его участников — стоя; отсутствует дирижер, а руководитель — В. Штросс только перед началом каждой части еле заметными движениями смычка «напоминает» о темпе.

Своеобразие в составе оркестра, в манере игры обусловлено репертуаром этого выдающегося художественного коллектива, посвятившего свою деятельность пропаганде музыки XVIII века, преимущественно творчества Иоганна Себастьяна Баха, его сыновей и современников. Стремление максимально точно воссоздать музыку этой эпохи и определяет творческий, исполнительский стиль оркестра, руководимого Вильгельмом Штроссом.

Ничего внешнего, что напоминало бы стилизацию «под старину», под век пудреных париков, нет в исполнительской манере оркестра. Не внешние приемы, а подлинно глубокое проникновение в содержание и смысл исполняемой музыки, тонкое понимание особенностей музыкального языка эпохи придает звучанию оркестра характер исторической достоверности. Разумеется, помогает этому впечатлению и своеобразие непривычных тембров виола-да-гамба (маленькая виолончель) и чембало («предок» рояля).

Первое, что обращает на себя внимание, — необычная творческая сосредоточенность коллектива артистов и, вместе с тем, какая-то особая непринужденность: будто восемнадцать музыкантов собрались только для того, чтобы сообща «помузицировать». Так, по-видимому, и происходили во времена Баха «камерные собрания».

Говоря о музыкантах — больших мастерах, можно было бы и не упоминать об ансамбле, как о чем-то само собой разумеющемся. Но речь идет не просто о согласованной игре, а о поражающем единстве исполнительского мышления и чувствования, единстве, достигающем виртуозного совершенства.

Это качество в полной мере сказалось уже в исполнении «Ричеркара» из «Музыкального приношения», которым открылся первый концерт оркестра, целиком посвященный творчеству И. С. Баха.

В «Ричеркаре», написанном Бахом на склоне лет, сочетание строгого проведения трехголосной фуги со свободной, почти импровизационной трактовкой отдельных эпизодов ставит перед исполнителями сложнейшие ансамблевые задачи. Оркестр решил их безукоризненно.

Богатство выразительных возможностей при предельно скромных средствах было продемонстрировано в исполнении Шестого Бранденбургского концерта, написанного Бахом для небольшого состава из семи инструментов. Здесь замечательным было сочетание ритмической, почти маршевой четкости аккордов чембало с пластической трактовкой мелодической линии.

В плане того же «домашнего музицирования» подчеркнуты были бытовые истоки танца в финале концерта.

Что касается средней части, то она представляется нам менее скованной, чем она прозвучала в данном случае.

Интересным было исполнение Концерта для двух скрипок Вильгельмом Штроссом и Куртом Кристианом Штиром. Скрипачи эти совершенно различны по характеру: у первого — большой, яркий звук, обаяние второго — в несколько приглушенной, мечтательной звучности. Но оба они — первоклассные артисты. Особенно взволнованным было исполнение второй части с ее философским раздумьем, предвосхищающим известное бетховенское адажио.

Артистическая индивидуальность В. Штросса проявилась в полной мере в трактовке ля-минорного концерта. Полнокровные образы крайних частей концерта, музыка жизнерадостного, словно залитого солнцем мира и проникновенное пение в средней части одинаково вдохновенно прозвучали под смычком солиста.

В большом успехе, которым сопровождалось исполнение сюиты № 2, значительная часть по праву падает на долю флейтиста Вальтера Тойрера. В игре Тойрера поражает не виртуозная свобода владения своим инструментом, а то, с каким творческим тактом он подчиняет блестящую технику более важным задачам раскрытия образного содержания музыки Баха.

Слушатели по достоинству оценили мастерство Вальтера Тойрера, повторившего по настойчивым требованиям зала последние части сюиты.

Выступление камерного оркестра под управлением Вильгельма Штросса с баховской программой привлекло многочисленную аудиторию, переполнившую зал Филармонии и тепло принявшую коллектив выдающихся пропагандистов музыкальной классики XVIII века. Превосходно исполненная программа концерта лишний раз убеждает в том, что Бах — не композитор «для немногих», что творчество великого немецкого музыканта любимо широчайшими массами слушателей.

Л. Энтелис



Другие материалы

15 сентября 1955

«Вечерний Ленинград»

О концерте 14 сентября 1955 в БЗФ
16 сентября 1955

«Вечерний Ленинград»

О концерте 15 сентября 1955 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»