Пресса

1 ноября 1955

«Советская культура»

О премьере Скрипичного концерта Шостаковича, 29 и 30 октября 1955 в БЗФ

СКРИПИЧНЫЙ КОНЦЕРТ Д. ШОСТАКОВИЧА

Почти каждое новое значительное произведение Дмитрия Шостаковича оказывается событием в нашей музыкально-художественной жизни. Не будет, нужно думать, исключением из этого правила и прозвучавший впервые 29 октября в Большом зале Ленинградской филармонии Концерт для скрипки с оркестром ля минор.

Скрипичный концерт Д. Шостаковича во многом напоминает написанную композитором Десятую симфонию. Форма его основывается на конфликтном развитии резко контрастных музыкальных образов. Да и драматургическая концепция концерта, характер и содержание его частей невольно вызывают аналогии с Десятой симфонией. Но здесь больше воздуха, тепла, непосредственной радости. Видимо, композитор настойчиво стремится найти наиболее совершенное воплощение одного и того же многоликого драматично-трагического художественного образа.

В атмосферу лирических высказываний вводит нас первая часть концерта. Общий колорит ее много светлее, чем первой части Десятой симфонии, но все же авторское название «Ноктюрн» весьма приблизительно передает ее взволнованное, доходящее моментами до бурной патетики образное содержание. Следующее за «Ноктюрном» «Скерцо» носит обычный для Д. Шостаковича характер стремительного шествия, то безудержно-веселого, то моментами мрачно-зловещего, и выделяется множеством интереснейших звуковых эффектов, главным образом, тембрового характера. Однако обе они, как нам кажется, меркнут перед третьей частью — «Пассакальей», трагический пафос которой достигает редких даже для симфонизма Шостаковича высот. Заметим при этом, что композитор употребляет в «Пассакалье» сравнительно простые выразительные средства и совершенно не пользуется форсированно-громкими, резкими звучностями.

Финал своего Скрипичного концерта автор назвал «Бурлеска». Действительно, в нем отчетливо слышатся отзвуки многих характерных для Д. Шостаковича острых скерцозных образов. Но не это определяет эмоциональность финала. Здесь значительно сильнее, чем в заключительной части Десятой симфонии, чувствуются интонационные связи с образами народных празднеств. Лишь иногда набежавшая тучка покроет своей тенью картину массового торжества и веселья... Для Д. Шостаковича, уже столько лет ищущего жизнеутверждающее заключение трагического по содержанию симфонического цикла, финал Скрипичного концерта является в значительной степени удачным и притом отнюдь не облегченно-компромиссным решением проблемы.

К сказанному нужно добавить, что Концерт ля минор был превосходно в самом полном и точном смысле этого слова сыгран Д. Ойстрахом и симфоническим оркестром Ленинградской филармонии под управлением Е. Мравинского.

Ин. Попов, спец. корр. «Советской культуры».



Другие материалы

26 октября 1955

«Вечерний Ленинград»

О концертах 24 октября в МЗФ и 25 октября в БЗФ
31 октября 1955

«Вечерний Ленинград»

О премьере Скрипичного концерта Шостаковича, 29 и 30 октября 1955 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»