Пресса

26 ноября 1955

«Советская культура»

О концерте 23 ноября 1955 в БЗФ

ПЕРВЫЕ КОНЦЕРТЫ

НА СМОТРЕ ТВОРЧЕСТВА ЛЕНИНГРАДСКИХ КОМПОЗИТОРОВ

Начавшийся 23 ноября смотр творчества ленинградских композиторов, бесспорно, явится одним из крупнейших художественных событий в подготовке Второго съезда советских композиторов. Масштабы этого смотра, призванного подытожить за последние несколько лет творческую деятельность второй по численности организации страны, не уступают всесоюзным композиторским пленумам.

После первых двух дней смотра, разумеется, еще рано делать какие-либо обобщения. Как это всегда бывает в подобных случаях, показанные произведения оказались весьма различными по художественной ценности, но одно их отличительное качество хотелось бы отметить уже сейчас — это возросший уровень профессионального мастерства.

Фантазия для фортепиано с оркестром Л. Ходжа-Эйнатова, «Детская сюита» Г. Уствольской, сцены из балета «Ивовая веточка» О. Евлахова могут нравиться или не нравиться, но нельзя отказать их авторам в хорошем знании выразительных средств симфонического оркестра. То же самое можно сказать и о хоровых сочинениях a capella. Большинство их отличается развитой фактурой, свободным использованием своеобразной красочной палитры хоровых звучаний. Здесь, в частности, можно упомянуть хор «Колодники» А. Егорова и хор «Набат» Д. Соловьева. Романсы и скрипичные пьесы Ю. Кочурова обращают на себя внимание свойственными этому композитору благородством эмоций, художественным вкусом.

К сожалению, непосредственное эмоциональное впечатление от прослушанных произведений не всегда оказывалось достаточно сильным. Это относится и к ряду хоров a capella, где, несмотря на знание авторами свойств хоровой фактуры, ощущается некоторая вялость и однотонность, и к камерным сочинениям Ю. Кочурова, среди которых рядом с яркой, мелодически интересной музыкой попадались и бледные, анемичные произведения вроде «Сонета Петрарки» для голоса и органа. Видимо, не всех удовлетворят сцены из балета О. Евлахова, лишенные, насколько это можно судить по отдельным исполненным номерам, подлинно симфонического по размаху и силе напряженности мелодического дыхания. Меньше претензий можно предъявить «Детской сюите» Г. Уствольской, где автор посильно стремится продолжить традиции Лядова. Приятен своей искренностью, непосредственностью, душевной теплотой струнный квартет молодого композитора В. Баснера.

Самое же значительное среди прозвучавших произведений по масштабности замысла и талантливости его воплощения — симфония Л. Ходжа-Эйнатова. Не случайно это новаторское по форме, взволнованное лирико-драматическое повествование вызвало большой интерес несколько месяцев назад на восьмом пленуме правления Союза советских композиторов СССР.

Концерты смотра с большим интересом встречаются любителями музыки. На первых симфонических и камерных вечерах в Большом зале Ленинградской филармонии и в зале Академической капеллы им. Глинки все места были заполнены. Теплое отношение слушателей к исполненным сочинениям придает смотру праздничную приподнятость и в то же время заставляет композиторов с особой тщательностью отнестись к итогам своего творческого труда. Сохранится ли в дальнейшем интерес массовой аудитории к смотру, удовлетворяют ли ленинградские композиторы запросы своих слушателей, покажут предстоящие концерты.

Ин. Попов, спец. корр. «Советской культуры»



Другие материалы

24 ноября 1955

«Ленинградская Правда»

О концерте 23 ноября 1955 в БЗФ
24 ноября 1955

«Вечерний Ленинград»

О концерте 23 ноября 1955 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»