Пресса

27 апреля 1956

«Вечерний Ленинград»

О концертах 22, 23 апреля в МЗФ и 25, 26 апреля 1956 в БЗФ

За пультом — английские дирижеры

Симфонический концерт выдающихся английских музыкантов мастера музыки Ее Величества королевы композитора и дирижера Артура Блисса и дирижера Кларенса Рейбоулда, имеющего почетное звание барда Уэльса, — вызвал живой интерес у ленинградской музыкальной общественности и в широких кругах любителей музыки. Большой зал Филармонии был переполнен слушателями, восторженно принимавшими отличное исполнение произведений английских композиторов оркестром Ленинградской филармонии под управлением английских дирижеров, с участием солистов.

Англо-русские музыкальные связи возникли давно. Крупнейшие русские композиторы Чайковский и Глазунов были удостоены почетного звания докторов Кембриджского университета. Видное место среди дирижеров бывшего Мариинского театра в Петербурге занимал Альберт Коутс. После Великой Октябрьской социалистической революции он приезжал на гастроли в СССР, а за рубежом пропагандировал советскую музыку. В частности, он был первым исполнителем симфонии с хором Ю. Шапорина и его сюиты «Блоха» (по Лескову) в Лондоне и других крупных городах Европы.

Произведения английских композиторов Эдуарда Элгара, Густава Холста, Уильяма Уолтона, Сирила Скота, Джона Айрленда и других вошли в репертуар многих советских музыкантов-исполнителей. Недавно московский дирижер Н. Аносов выступил в Ленинградской филармонии с симфоническим концертом, посвященным английской музыке. Особенный успех выпал на долю четырех выразительных оркестровых фрагментов из оперы современного композитора Бенджамина Бриттена «Питер Граймс».

Значителен интерес советских композиторов к сюжетам английской литературы. Достаточно упомянуть вокальные циклы Д. Шостаковича и Д. Кабалевского на стихи В. Шекспира, законченную В. Шебалиным в прошлом году комическую оперу на сюжет шекспировской комедии «Укрощение строптивой», многочисленные вокальные циклы на стихи Р. Бернса.

Произведения английских композиторов, исполненные 25 апреля в симфоническом концерте, наглядно подтвердили широту размаха «английского музыкального возрождения». Так называют творческое движение в области музыки, наступившее в Англии в нынешнем столетии после двухвекового «периода молчания». Родоначальником этого движения является высокодаровитый и разносторонний по своим творческим интересам композитор Эдуард Элгар (1857—1934), автор многочисленных произведений, в том числе оркестровых увертюр, вариаций, инструментальных концертов, ораторий, кантат, пьес камерного жанра, романсов и хоров.

Естественно поэтому, что концерт открылся исполнением увертюры Элгара «Кокейн» («В городе Лондоне»), написанной в 1901 году и представляющей собою образец яркой по жанровым зарисовкам программной музыки, изображающей сцены из лондонского уличного быта. Национальный элемент в этой блестяще инструментованной пьесе проявляется главным образом в жизнерадостном юморе, в реалистической сочности красок звуковой картины.

Большой художественный интерес представляет трехчастный концерт для скрипки с оркестром Артура Блисса — одно из последних произведений маститого композитора, автора «Симфонии красок», балета «Шахматы», фортепианного концерта, посвященного народу США, и многих других произведений. При всем своеобразии индивидуальности автора этот скрипичный концерт весьма характерен для некоторых эстетических устремлений современной английской музыки, на которую оказали влияние многолетние и широкие международные связи.

Моментами в произведении Блисса ощущается влияние французского импрессионизма с его культом настроения и тонкого штриха, слышатся отголоски традиций немецкого неоромантизма, а также приемы старой классической школы. Великолепно по многообразию выразительных приемов композитором использовано звучание солирующего инструмента. Мастерское исполнение талантливого солиста Альфредо Камполи, в полном согласии с замыслом автора, придало партии скрипки характер своего рода «голоса рассказчика», увлекательно ведущего повествование. Это в равной мере проявилось и в монументальной первой части, и в стремительном движении второй, и в несколько импровизационном по форме финале. Особо хочется подчеркнуть гибкость смычковой техники артиста, безукоризненную беглость пальцев левой руки.

Скрипичный концерт Блисса шел под управлением автора, показавшего себя за пультом тонко мыслящим и глубоко чувствующим художником. Он умеет находить и отбирать исполнительские краски, с большой естественностью переходя от движения к движению, от фактуры к фактуре.

Сыгранный вместо объявленного в программе концерта для гобоя Арнольда Кука концерт композитора Гордона Джейкоба оказался в буквальном смысле слова новинкой. В Ленинграде состоялось одно из самых первых исполнений этого содержательного сочинения, отличающегося развитыми полифоническими приемами, многосторонне использующего выразительные и технические возможности гобоя. Солист Леон Гуссенс, обладатель очень красивого и ровного звука, показал себя мастером в мягкой фразировке певучих мест своей партии и в качестве виртуоза, в частности, безупречно по внятности и легкости, по владению незаметной сменой дыхания им были сыграны каденции.

Среди солистов концерта рядом с двумя инструменталистами достойное место заняла певица Дженнифер Вивиан. Ее сопрано, отличающееся несколько инструментальным оттенком звучания, огранено высокоразвитой вокальной техникой, проявляющей себя, например, в великолепном владении дыханием. Ария из оперы Моцарта «Похищение из сераля» прозвучала в чуть стилизованной манере, но с большой силой исполнительского мастерства.

Кроме скрипичного концерта Блисса, вся остальная программа шла под управлением Кларенса Рейбоулда, одного из характерных представителей английской дирижерской школы. Это законченный мастер, обладающий большим творческим стажем как в оперной, так и в концертной симфонической практике. Рейбоулд показал себя темпераментным музыкантом и превосходным организатором «дисциплины ансамбля». Все впервые исполненные в Ленинграде партитуры английских композиторов предстали перед слушателями в ярко образной и всесторонне отделанной передаче.

Концерт был завершен четырьмя симфоническими фрагментами из оперы Д. Кабалевского «Кола Брюньон» (увертюра, народный праздник, народное бедствие, народное восстание). Прочтение партитуры английским дирижером порадовало творческим проникновением в своеобразие замысла советского композитора.

Концерт, прошедший с большим и заслуженным успехом, явился убедительным свидетельством роста и укрепления культурных связей между нашей страной и Англией.

В. Богданов-Березовский



Другие материалы

3 марта 1947

«Смена»

О концертах 28 февраля и 2 марта 1947 в БЗФ
26 апреля 1956

«Ленинградская Правда»

О концерте 25 апреля 1956 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»