Пресса

6 апреля 1947

«Вечерний Ленинград»

О филармоническом издании «Избранных статей о музыке» И. И. Соллертинского

Статьи о музыке

Новосибирск. Суровая осень 1941 года. В клубе имени Сталина идет репетиция оркестра Ленинградской филармонии. Еще несколько дней — и впервые в истории города начнется сезон симфонических концертов. Радио доносит до музыкантов родные «позывные» Ленинграда. Из-за кольца блокады слышится взволнованный голос давнего творческого друга — Шостаковича. Он призывает оружием искусства драться за Родину, за советскую культуру.

Этими же словами начинает свое выступление перед первым концертом Филармонии И. И. Соллертинский. Его страстная, образная речь сразу покоряет зал.

Около тысячи таких вступительных слов и лекций прочитал за свою недолгую жизнь Соллертинский — и каждое из них было, по сути дела, своеобразной ненаписанной книгой.

Соллертинский был неисчерпаемо щедр в этом живом обмене мыслями об искусстве. Несколько десятков случайно сохранившихся стенограмм могут дать лишь приблизительное впечатление о его огромной культурно-пропагандистской работе.

Специалист в области истории и теории литературы, музыки, философии, балета, драматургии, языкознания, виртуозно владевший более чем двадцатью языками, ученый-исследователь, поражавший большой начитанностью, знанием различных областей гуманитарных наук, он был в то же время острым, живо откликающимся на темы дня критиком, популяризатором, лектором, педагогом.

Три года назад внезапная смерть оборвала эту творческую кипучую жизнь. В литературном наследии Соллертинского — до 50 исследовательских работ.

Ленинградская филармония выпустила сборник его «Избранных статей о музыке».

Сборник открывается впервые публикуемой статьей Соллертинского об исторических типах симфонической драматургии. В этой статье Соллертинский убедительно показывает, что «всемирно-историческое значение русской классической симфонической культуры заключалось в том, что она не только возродила к новой жизни все дотоле существовавшие типы симфонизма, но и явилась создательницей эпического симфонизма, почти отсутствовавшего на Западе».

Знаменательно звучат слова о великой исторической ответственности, возложенной на советских симфонистов:

«Как бы значительны и прекрасны ни были отдельные достижения советского симфонизма в наши дни, — все же, в целом, это только пролог, эскиз, черновик той грандиозной симфонической культуры, которая будет создана в нашей стране».

Впервые опубликованы в сборнике статья «Романтизм, его общая и музыкальная эстетика» и интереснейшие «Планы и заметки», напоминающие о блестящих лекциях и докладах Соллертинского.

Из многочисленных статей и высказываний Соллертинского о Шекспире в сборник вошла работа «Шекспир и мировая музыка». Кроме того, здесь помещены статьи о драматургии оперного либретто, об «Иване Сусанине» Глинки, «Борисе Годунове» Мусоргского, Брамсе и Моцарте.

Среди материалов о жизни и деятельности Соллертинского напечатаны статьи о нем —М. Друскина и А. Гозенпуда, библиография.

При чтении этих материалов оживают в памяти взволнованные строки, написанные Д. Шостаковичем три года назад: «Смерть И. И. Соллертинского — это тяжелая утрата для музыкального искусства. Немного было людей, так горячо и страстно любивших музыку, как Соллертинский. Он прямо ликовал при появлении свежего талантливого явления. Он яростно ненавидел пошлость, дурной вкус, рутину и посредственность» ...

С. Дрейден



Другие материалы

30 марта 1947

«Ленинградская Правда»

О концерте 26 марта 1947 в БЗФ
30 марта 1947

«Вечерний Ленинград»

О концерте 27 марта 1947 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»