Пресса
«Ленинградская Правда»
О концертах 26 и 28 мая 1947 в БЗФМесса Баха
Исполнение «Высокой мессы» Баха — событие редкое и весьма значительное.
В этом выдающемся произведении, оставшемся не понятым и не признанным современниками, — месса была впервые исполнена спустя 100 с лишним лет после смерти композитора, — Бах в форме вокально-симфонического повествования с мудрым мастерством воплотил обширнейший круг образов и эмоций.
Сам по себе факт исполнения этого грандиозного по глубине и масштабам произведения заслуживает высокой оценки, являясь для дирижера своего рода художественным подвигом. Государственная академическая капелла (художественный руководитель заслуженный деятель искусств проф. Г. А. Дмитревский, дирижер-хормейстер Е. П. Кудрявцева, хормейстер И. И. Полтавцев), оркестр Филармонии при участии проф. И. А. Браудо (чембало), Е. Д. Лебедева (орган) и большой группы солистов под общим управлением заслуженного артиста РСФСР А. В. Гаука успешно осуществили труднейшую задачу.
Общий тон исполнения мессы — мягкий, в несколько камерном плане, стилистически верно найденный дирижером — оказался безусловно убедительным. Превосходно были исполнены такие части, как «Кви толис», «Инкарнатус», «Круцификсус». Многочисленные сольные эпизоды нашли хороших исполнителей в лице солистов оркестра (заслуженный деятель искусств проф. А. Г. Васильев, лауреаты Всесоюзных конкурсов И. А. Шпильберг, Б. В. Тризно, И. А. Воловник, артисты Б. А. Назаров, М. Н. Третьяков). Особенно крупным достижением явилась эта работа для Государственной академической капеллы, продемонстрировавшей еще раз свою художественную зрелость.
Надо надеяться, что при повторных исполнениях (месса намечена к исполнению и в будущем сезоне) дирижеру удастся включить выпущенные фрагменты и выровнять темпы, не во всех эпизодах соответствовавшие установившимся и притом вполне оправданным традициям.
Ю. Вайнкоп