Пресса

24 марта 1957

«Ленинградская Правда»

О концерте 21 марта 1957 в БЗФ

ВЫСТУПАЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЕНГЕРСКИЙ ХОР

Государственный венгерский хор — молодой творческий коллектив. Он был образован осенью 1950 года, но за относительно короткое время своего существования хор добился выдающихся успехов и мирового признания. Тепло встречали его выступления в Китае, Чехословакии, Англии, Франции, Бельгии и Италии. Это и не удивительно, если принять во внимание, с одной стороны, богатую многовековую национальную песенную культуру венгерского народа, а с другой стороны, тот факт, что хором руководит выдающийся музыкант, энтузиаст и знаток песенного творчества своего народа, ученик крупнейшего современного композитора Венгрии Золтана Кодай — талантливый Имре Ченки.

Состав хора немногочислен. Он насчитывает всего до сорока участников. Однако индивидуальные данные каждого вокалиста столь значительны, а ансамблевая культура коллектива так высока, что это обеспечивает выступлениям хора исключительную воздействующую силу.

Исполнение Венгерского хора богато оттенками силы звучания и тембровыми красками. Удивительно его пиано, в особенности в мягком звучании низкого регистра басовой группы. Очень насыщенно его звонкое и сильное форте и органичны переходы от одной «зоны» силы звучания к другой. Высокой оценки заслуживает декламационная сторона исполнения: четкость дикции, гибкость фразировки.

Все эти превосходные исполнительские качества ставят Венгерский хор в ряд с лучшими хоровыми коллективами мира и позволяют ему охватывать в своем репертуаре самые разнообразные пласты хоровой литературы.

Программа первого концерта открылась исполнением ряда редко появляющихся на концертной эстраде образцов музыкального творчества средневековья, памятников хорового письма XVI века. Здесь были и композиции представителей третьего, так называемого итальянского, периода нидерландской школы Джованни Палестрины («На берегу озера»), Орландо ди Лассо («Серенада наемного солдата»), и пьесы мастеров искусства мадригала Луки Маренцио («Прекрасный рассвет»), Джованни Гастольди («Гондольера»), и остроумная жанровая звуковая картинка Антонио Сканделли («Курица»).

В отборе и в исполнении пьес этой части программы сказалось живое чувство современности, присущее руководителю и дирижеру хора. В передаче музыки четырехсотлетней давности, при всей чистоте воссоздаваемого стиля отдаленной эпохи, не было ни малейшего налета архаики, не ощущалось музейно-реставраторского подхода.

С большой теплотой интонаций и тонкой мелодической выразительностью прозвучали у венгров хоровые произведения композиторов-романтиков прошлого века: «Волшебная ночь» И. Брамса и «Соловей» Ф. Мендельсона-Бартольди, а также русских композиторов классической поры — «Стансы» А. Алябьева и романс М. Глинки «Венецианская ночь» в обработке М. Балакирева.

Но наибольший интерес представило второе отделение концерта, в котором наши гости выступили с показом хорового творчества выдающихся венгерских композиторов, в сфере, наиболее близкой исполнителям. Хоровые композиции Золтана Кодай по силе и размаху творческой мысли, по масштабу тематического развития, по широте и новаторской смелости использования звуковых ресурсов могут быть смело приравнены к лучшим симфоническим произведениям нашей эпохи. Большая хоровая поэма «Картинки с Матры», красочно воспроизводящая сцены из народной жизни, поэтичная «Вечерняя песня» и исполненные сверх программы проникновенные «Секейские грустные напевы» разносторонне представили творчество этого вдохновенного художника. Здесь-то и проявились во всей полноте национальные и индивидуальные особенности данного хорового коллектива: свойственная ему поразительная точность интонирования, позволяющая без какой-либо инструментальной поддержки осуществлять сложнейшие переходы из строя в строй, добиваться труднейших сочетаний одновременно звучащих различных тональностей.

Из произведений венгерских композиторов были исполнены также романтическая хоровая поэма Бела Бартока «Скиталец» и «Цыганские песни» — большая пьеса рапсодического плана, образец вдумчивого творческого обобщения фольклорных источников, принадлежащая перу руководителя хора Имре Ченки. В этой пьесе солировала артистка Ирма Перенц.

В заключение концерта Венгерский хор спел на русском языке наши народные песни — «В темном лесе» в обработке А. Свешникова и «Ах, Самара-городок» в обработке А. Копосова, вызвав огромный энтузиазм аудитории. Во второй из этих песен удачно солировала артистка Ержи Сабо.

Концерт, в котором приняли участие артисты Ленинградской филармонии скрипач Б. Городинский и пианистка М. Гамбарян, прошел с громадным успехом. Многие из номеров программы были исполнены дважды по настойчивому требованию слушателей.

Братские связи советского и венгерского народов растут и крепнут, и это находит свое яркое выражение в интенсивном обмене творческими достижениями обеих стран.

В. Богданов-Березовский



Другие материалы

22 марта 1957

«Вечерний Ленинград»

О концерте 21 марта 1957 в МЗФ
22 марта 1957

«Правда»

О концерте 21 марта 1957 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»