Пресса

19 ноября 1957

«Вечерний Ленинград»

О премьере симфонии № 11 Шостаковича 3 ноября 1957 в БЗФ

ЗВУЧИТ ОДИННАДЦАТАЯ СИМФОНИЯ

ЗАСЛУЖЕННЫЙ коллектив республики оркестр Филармонии и ее главный дирижер Е. Мравинский недавно познакомили общественность города с новым выдающимся произведением Д. Шостаковича — Одиннадцатой симфонией. Назвав произведение «1905 год», автор поставил перед собой задачу отобразить средствами программной симфонической музыки грозовые события первой русской революции, явившейся, по определению В. И. Ленина, генеральной репетицией Великого Октября. Смелость замысла и его новаторское воплощение вновь убедительно демонстрируют огромное дарование и мастерство Шостаковича — симфониста и драматурга, его неустанные поиски новых путей в искусстве и высокое стремление к решению труднейших задач, поставленных перед советскими художниками.

Д. Шостаковича можно считать достойным продолжателем традиций мирового и русского классического симфонизма, всегда отвечавшего на самые глубокие и животрепещущие философские вопросы, волновавшие передовых людей своего времени, ибо музыка, по выражению академика Б. Асафьева, всегда есть прежде всего искусство интонационного отражения текущей «общественно-душевной» жизни. Человек с его мечтами о счастье, с его страданиями и радостями, с его богатым внутренним миром — всегда основное «действующее лицо» в симфоническом творчестве Шостаковича.

И в Одиннадцатой симфонии с редкой драматической силой и эпической мощью рисует он картины народного восстания, рассказывает о трагической гибели обманутых царем безоружных людей, о суровой скорби народной и гневных проклятиях палачам.

Введенные композитором в музыкальную ткань симфонии мелодии и интонации песен революционного подполья помогают еще ярче и полнее воссоздать памятные эпизоды революционной эпопеи 1905 года. Образное содержание произведения раскрывается в четырех контрастных по характеру частях, отличающихся ярким драматическим развитием и большой эмоциональной напряженностью. Вместе с тем, все части симфонии как бы объединены единым творческим порывом, подчинены выявлению основной идеи и образуют широкое, монументальное полотно.

Первая часть — «Дворцовая площадь» — является широко задуманным вступлением, в котором уже намечена расстановка противостоящих сил — гнетущий образ мрачного царского Петербурга и образ пробуждающегося к жизни, к свободе революционного народа.

Вначале затаенно, потом все более выразительно звучит исполняемая флейтами мелодия тюремной песни «Слушай!»:

Как дело измены, как совесть тирана,
Осенняя ночка черна;
Чернее той ночи встает из тумана
Видением мрачным тюрьма.

Это первые предвестники надвигающейся революционной бури. По вот протест замирает. Вновь звучит тема скованного молчанием Петербурга.

Вторая часть, названная автором «9 января», — наиболее развернутая и драматически напряженная — производит захватывающее впечатление и воспринимается как центральная часть всей симфонии. Две основные мелодии этой части заимствованы композитором из его же хора «9 января»; первая тема появляется на слова:

Гой ты, царь, наш батюшка!
Оглянись вокруг —
Нет житья, нет моченьки нам от царских слуг...

А вторая звучит как грозный клич: «Обнажите головы!»

В этой части симфоническое мастерство Шостаковича достигает предельной выразительности. Одна из самых трагических страниц в истории первой русской революции — расстрел войсками царя безоружной демонстрации рабочих — нашла в музыке потрясающее по силе и реализму воплощение.

В основе третьей части — «Вечная память» — лежит мотив революционной песни «Вы жертвою пали». Мелодия эта, звучащая в первых тактах очень тихо и скорбно, постепенно разрастается, захватывая все новые регистры и инструменты. На вершине эмоционального подъема она приобретает иной характер — это уже не скорбь, а страстная клятва над гробом, гневный протест.

Четвертая, заключительная часть симфонии — «Набат» — до конца раскрывает идею произведения и является симфонически-философским обобщением всего замысла. В звуковом вихре проносятся все основные темы симфонии. Революционный шквал нарастает. Слышатся отзвуки «Варшавянки» и других песен. Финал выливается в могучий апофеоз, передающий героический пафос борьбы русского рабочего класса с самодержавием.

Новая симфония Д. Шостаковича была прекрасно исполнена оркестром под руководством народного артиста СССР Е. Мравинского. В работе над Одиннадцатой симфонией вновь ярко проявились сильные стороны дарования талантливого дирижера: безукоризненное владение жестом, артистизм и мастерство в отработке тончайших деталей партитуры и глубокое понимание стиля.

Новое произведение выдающегося советского композитора горячо встречено ленинградской общественностью.

Орест Евлахов



Другие материалы

5 ноября 1957

«Советская культура»

О премьере симфонии № 11 Шостаковича 3 ноября 1957 в БЗФ
Ноябрь 1957

«Музыкальный календарь» (стр. 133)

К 20-летию премьеры симфонии № 5 Шостаковича: 21 ноября 1937 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»