Пресса

Февраль 1958

«Советская музыка» № 2

О Заслуженном коллективе – к юбилею оркестра, отзывы зарубежной прессы

Исполнительское искусство

ОРКЕСТР ЛЕНИНГРАДСКОЙ ФИЛАРМОНИИ

...Репетиция закончилась, погасли хрустальные люстры, рабочие оркестра выносят не нужные для вечернего концерта пульты и собирают ноты. Но в одном из углов слабо освещенной дневным светом эстрады звучит музыка: группа трубачей повторяет интонационно трудную фразу из Третьей симфонии Рахманинова.

Однако Симфонию эту оркестр превосходно играл много раз, и в партиях труб никогда не было слышно погрешностей.

«Видите ли, — объясняет концертмейстер группы В. Марголин, — мы были месяц в отпуске, начинаем новый сезон, надо подтянуться. Да и сезон у нас не совсем обычный — юбилейный».

В. Марголин напрасно оправдывался. Так было и в предшествовавшие сезоны, такова традиция, таков неписанный кодекс профессиональной чести оркестра. Впрочем, нынешний сезон и в самом деле необычный: наряду с всенародным празднованием сорокалетия Октября оркестр Ленинградской филармонии отметил и свой скромный юбилей — сорок лет деятельности в качестве советского государственного оркестра и семьдесят пять лет своего существования.

Первоначально обязанности оркестра были тесно связаны с придворным обиходом: он играл во время торжественных приемов и обедов, на придворных балах. Репертуар составляли преимущественно гимны, туши, гвардейские марши, трескучие увертюры и танцевальная музыка. Постоянными дирижерами оркестра были Г. Варлих и Э. Беллинг. В начале века придворному оркестру разрешили выступать в публичных концертах. В его программах стала появляться классическая и современная симфоническая музыка. С 1912 г. эти открытые концерты участились и стали популярными. С оркестром выступали гастролировавшие в Петербурге А. Никиш и Р. Штраус.

Лишь революция освободила «придворных музыкантов» от обслуживания «высочайшего пищеварения». Уже 3 марта 1917 г. на экстренном общем собрании они сняли с себя придворный «титул» и, так сказать, явочным порядком стали артистами первого в нашей стране государственного оркестра. Провозгласив лозунг — «уделять особое внимание пропаганде музыки среди народных масс», коллектив перешел на самоуправление и первым своим руководителем избрал С. Кусевицкого, занимавшего этот пост до 1920 г.

Октябрьскую революцию Государственный оркестр встретил в творческом труде, показывая достойный пример тем из столичных музыкантов, кто растерялся под натиском событий: 26 октября 1917 г. коллектив с воодушевлением провел в зале Капеллы первый в молодой рабоче-крестьянской республике симфонический концерт. После трех лет самоотверженной работы в условиях гражданской войны и полуголодного существования оркестр был официально признан «единственным симфоническим учреждением Республики, образцовым и показательным» и получил наименование Государственного Филармонического оркестра (распоряжение по Народному Комиссариату Просвещения от 19 октября 1920 г.).

Спустя год оркестр вошел в состав вновь организованной Петроградской Государственной Академической филармонии (открытие — 12 июня 1921 г.). «Бразды правления» перешли в руки талантливого дирижера и властного «хозяина» Э. Купера.

В те годы в коллективе было более семидесяти человек. В. Заветновский (до 1934 г. — концертмейстер оркестра), А. Скоморовский, А. Замиралов, И. Роде (скрипки). С. Панфилов (альт), И. Брик (виолончель; в конце 30-х гг. — художественный руководитель филармонии), М. Кравченко и П. Вейнблат (контрабас), Р. Ламберт (флейта), Г. Амосов (гобой), Е. Елизаров (англ. рожок), В. Николаев (кларнет), А. Васильев (фагот), А. Шмидт (труба), М. Корсун (валторна), П. Курилов (тромбон), В. Зинченко (туба), А. Петров (мелкие ударные), Н. Амосов (арфа) и другие, — вот отличные музыканты, люди большого художественного опыта, составившие основное ядро оркестра.

Свой профессиональный опыт, академические традиции «старики» бережно передавали молодым артистам оркестра. Благодаря их усилиям не «распалась связь времен», и вскоре появились выдающиеся музыканты-художники из среды молодежи; скрипачи И. Шпильберг и С. Шак, альтист И. Левитин, виолончелист Б. Шафран, флейтист Б. Тризно, кларнетист В. Генслер, гобоист Б. Назаров, арфистка Е. Синицына...

*

С конца 20-х гг. оркестр проходит своеобразную «школу высшего мастерства». Его концертами дирижируют А. Глазунов, Н. Голованов, А. Гаук, В. Дранишников, Н. Малько, С. Самосуд, В. Сук, Г. Абендрот, Э. Ансерме, Б. Вальтер, Ф. Вейнгартнер, Г. Кнаппертсбуш, О. Клемперер, А. Коутс, П. Монтё, В. Талих, О. Фрид. Ф. Штидри. Общение с крупнейшими дирижерами и солистами мира, художественное руководство, осуществляемое Б. Асафьевым, А. Глазуновым. А. Оссовским, М. Штейнбергом, непрерывный рост исполнительского опыта — способствовали быстрому совершенствованию коллектива. Уже в 1927 г. Отто Клемперер писал, что оркестр Ленинградской филармонии «во всех отношениях находится на исключительной высоте современного исполнительского мастерства». «Оркестр филармонии — один из лучших в мире» — заявил спустя несколько лет Д. Митропулос.

С 1930 г. главным дирижером был А. Гаук, в 1934 г. его сменил Ф. Штидри.

29 апреля 1934 г., первым в Советском Союзе, симфонический оркестр Ленинградской филармонии был удостоен почетного звания заслуженного коллектива РСФСР.

Неуклонно продолжалось пополнение коллектива молодыми музыкантами, в оркестр приходят серьезные и одаренные музыканты: Г. Калманович (альт), М. Курбатов (контрабас), В. Красавин (кларнет), Д. Еремин и Г. Еремкин (фагот), А. Козлов (тромбон), В. Осадчук (литавры) и др.

Существенную роль сыграл ленинградский оркестр в становлении советского симфонического творчества (в особенности с момента памятной премьеры Первой симфонии Д. Шостаковича в 1926 г.); коллектив много помогал композиторам не только как исполнитель, но и как коллективный консультант (вот у кого можно поучиться прямоте суждений!).

После отъезда Штидри за дирижерским пультом один за другим сменялись гастролеры: Л. Блех, Ф. Буш, Г. Брехер, В. Гуи, Д. Дефо, К. Краус, А. Родзинский, Г. Фительберг, Г. Шерхен... Но все чаще появляются на афишах имена молодых советских дирижеров: Э. Грикурова, Е. Микеладзе, Е. Мравинского, Н. Рабиновича, Б. Хайкина, К. Элиасберга. Выделяющегося своим дарованием Е. Мравинского с 1934 г. привлекают к регулярным выступлениям. Под его управлением в 1937 г. впервые прозвучала Пятая симфония Д. Шостаковича.

Частая смена дирижеров — при отсутствии постоянного руководства — могла неблагоприятно отразиться на качестве исполнения. Опасаясь разболтанности ансамбля и творческого застоя, старейшие артисты оркестра усилили практику групповых занятий. В. Заветновский (за пультом концертмейстера его заменил И. Шпильберг) стал педагогом-консультантом, своего рода «инспектором по качеству». Он проводил у себя на дому занятия, в процессе которых струнная группа исполняла, например, в унисон (с разбивкой по партиям) квартеты Бетховена. Различные формы подобной работы (вплоть до занятий концертмейстера группы с отдельными пультами и отдельными музыкантами) входили в традицию. Устраивались индивидуальные творческие отчеты перед коллективом (по сути дела, закрытые концерты), игрались камерные произведения (Септет Бетховена, Октет Мендельсона, ансамбли для духовых инструментов Пуленка и т. д.).

Новый этап в жизни оркестра начался в 1938 г. с приглашением в качестве главного дирижера Е. Мравинского. Человек высокой культуры, талантливый и умный музыкант, волевой руководитель, только что завоевавший первую премию на Всесоюзном конкурсе дирижеров, он быстро прошел путь от «воспитанника оркестра» (как его охотно именовали в коллективе) до его признанного руководителя. Тогда же художественным руководителем филармонии стал выдающийся музыковед И. Соллертинский, много потрудившийся над пополнением репертуара...

*

В годы Великой Отечественной войны оркестр был эвакуирован в Новосибирск. Несмотря на все трудности военного времени, коллектив работал с удвоенной энергией, по собственной инициативе выделил из своего состава «концертный ансамбль» для обслуживания госпиталей, воинских частей и рабочих клубов. С осени 1941 г. до весны 1944 г. состоялось 538 симфонических концертов, в которых было исполнено свыше полутора тысяч произведений; из них 306 в первый раз (преимущественно сочинения советских композиторов). Оркестр выступал в Новосибирске, Томске, Омске, городах Кузбасса (Прокопьевск, Ленинск, Кемерово, Сталинск), Барнауле и Средней Азии (Фергана, Ташкент). В это время начал свою работу с оркестром талантливый и интересный художник, молодой дирижер Курт Зандерлинг.

За годы, проведенные вдали от родного города, коллектив не утратил своих отличных качеств, — мастерство его возросло. Его концерты по возвращении в Ленинград показали, что первоклассный коллектив, как писала «Ленинградская правда», «не только сохранил строгие традиции ленинградской исполнительской культуры, но и привнес в них еще большую яркость выражения».

Эту оценку подтвердили гастроли в Финляндии весной 1946 г.— первая в истории оркестра зарубежная поездка; финская и шведская печать отмечала, что это один из лучших оркестров в мире.

В послевоенные годы за дирижерским пультом Ленинградской филармонии стали вновь появляться зарубежные гости: Г. Абендрот. И. Крипс, Я. Кренц, Д. Джорджеску, Ф. Конвичный, В. Ферреро, Т. Ханникайнен и другие. Но уже не мимолетным встречам с дирижерами-гастролерами оркестр обязан был дальнейшим ростом мастерства, а систематической работе с постоянными руководителями.

Новые творческие успехи получили высокую оценку во время гастролей в Москве (1954), Чехословакии (1955) и городах ГДР, ФРГ, Австрии и Швейцарии (1956).

«Оркестр Ленинградской филармонии...— это коллектив наивысшего класса, и мы, не колеблясь, присуждаем ему пальму первенства...», — писала после венских концертов оркестра австрийская газета «Neues Österreich».

Гамбургская газета, перекликаясь с венскими, утверждает, что «оркестр в целом представляет собой достойный восхищения художественный коллектив, едва ли мыслимый в условиях Западной Европы» («Hamburger Mittag»).

«Этот коллектив может безусловно занять место среди лучших оркестров мира; все участники ленинградского оркестра могут быть названы инструменталистами-виртуозами, и их дисциплина, и слаженность, как единое целое, превосходны», — пишет лондонская «Times».

«Ленинградский филармонический оркестр поразил своим великолепным струнным составом, выделяющимся из общего ансамбля, и стальной силой духовой группы» («Stader Tageblatt», Гамбург).

Газета «Frankfurter Allgemeine» констатирует: «Все группы этого отборного советского оркестра играют в одинаковой степени точно и надежно, он располагает основательно звучащим набором медных духовых инструментов и струнным составом в поразительном количестве смычков; первый валторнист исполняет свое знаменитое соло в Andante (Пятой симфонии Чайковского) с неправдоподобной мягкостью, а гобоист извлекает какой-то странно «отчужденный» звук, любопытным образом расцвечивающий тембр деревянного духового инструмента».

Количество подобных отзывов можно было бы значительно умножить. Зарубежная критика справедливо указывала на неразрывную связь качества оркестрового исполнения с художественно-воспитательской деятельностью Е. Мравинского.

*

Одно из основных достоинств Ленинградского оркестра — единство дыхания, наличие прочного ансамбля, в котором дает себя знать не только строго соблюдаемая дисциплина совместной игры, но умение и привычка слышать своих товарищей. Серьезное внимание уделяется внутригрупповой рассадке музыкантов, что благоприятно сказывается и на ансамбле в целом (кстати сказать, и во Втором оркестре филармонии качество ансамбля находится на высоком уровне).

Для исполнительского облика оркестра характерна красота и высокая культура звука. В этом отношении у коллектива мало соперников. Певучая, одновременно мощная и мягкая «туттийная» звучность в симфониях Чайковского, Рахманинова, Брамса сама по себе доставляет немалое эстетическое наслаждение. В самом могучем forte нет резкости, крикливости. Созданию насыщенного полновесного звучания, при котором и легчайшее pianissimo не бывает «тощим», пустым (например, «ветерок» первых тактов увертюры к «Свадьбе Фигаро» Моцарта, вызвавшей восторг у зарубежных «моцартианцев»), помогает очень эмоциональная (но без «нажима»!) игра. Благодаря этим особенностям оркестр при любых динамических нарастаниях звучит благородно.

Филигранная нюансировка, выпуклость голосоведения, умение расцветить фразу, подчеркнуть тематические элементы в орнаментальном материале, гибкость динамики и, в особенности, агогики — все эти сильнейшие стороны исполнительского искусства оркестра — бесспорно результат работы Е. Мравинского.

Неудивительно, что оркестр хорошо играет произведения Бородина, Чайковского, Рахманинова. Но то, что на родине Моцарта, соревнуясь с лучшими зарубежными оркестрами в исполнении моцартовской музыки, ленинградцы завоевали пальму первенства, — обстоятельство особенно примечательное.

Велики технические возможности оркестра. Умелая реализация их приводит к замечательным результатам (например, в ошеломляющем своей виртуозностью исполнении финала Шестой симфонии Шостаковича).

Неизменное восхищение слушателей вызывает струнная группа оркестра. На стороне первых скрипок не только численный перевес и индивидуальные достоинства музыкантов, но и длительный опыт совместной игры. Группа выделяется каким-то особым, «коллективным» тембром — красивой, «серебристой» звучностью. Немаловажную роль в ее успехах сыграла коллективная тренировка, о которой уже говорилось выше. Концертмейстер И. Шпильберг — отличный скрипач, виртуозно владеющий инструментом; у него яркий, полнокровный звук, это темпераментный и волевой музыкант. Второй концертмейстер С. Шак, не уступая первому по мастерству и опыту, лиричнее и мягче, несколько пассивнее по натуре.

Не менее настойчиво занимаются и вторые скрипки (концертмейстер М. Иткис); состав их сильно обновился за последние годы. Ныне группа сохранила лишь одного скрипача, работающего в оркестре свыше четверти века — опытнейшего ансамблиста Б. Лукашевского.

Компактной звучностью, хорошим строем и ансамблем отличаются альты (исполняющий обязанности концертмейстера группы Г. Калманович, его заместитель лауреат международного конкурса Ю. Крамаров).

За последние годы подобралась крепкая, слаженная группа виолончелей, руководимая Б. Шафраном. Второй концертмейстер — отличный музыкант Г. Немеренецкий, хорошо знакомый, кстати сказать, и москвичам. Большой стаж у заместителя концертмейстера В. Столлера, нередко сменяющего смычок на дирижерскую палочку, у В. Капельницкого. В группе есть и талантливая молодежь — А. Никитин, Л. Фишков и др.

Глубокий, сочный звук, техническая подвижность, чистота интонаций — несомненные достоинства группы контрабасов (концертмейстер М. Курбатов). Это настоящий звуковой фундамент; не случайно оркестр без ущерба для звучности обходится восемью контрабасами вместо десяти.

Заметим, что из струнного состава года два-три тому назад сформировался удачный квартет (Л. Гозман, В. Варенберг, Ю. Крамаров и Л. Фишков), нередко выступающий в камерных концертах.

*

Почти все артисты-«духовики» отличаются высоким профессионализмом. Рядом с такими мастерами, как Б. Тризно, с честью возглавляющего группу флейт, Б. Назаров (английский рожок) или концертмейстер группы кларнетов В. Красавин играют блестящие молодые исполнители, лауреаты международных конкурсов К. Никончук (гобой), М. Измайлов (кларнет), В. Буяновский (валторна), Л. Печерский и А. Соколов (фагот).

Многих артистов оркестра нетрудно узнать по звучанию их инструментов, особенно «духовиков», каждый из которых, хотя бы потенциально, должен быть солистом. На открытии нынешнего сезона мне довелось после соло фагота в конце второй части Четвертой симфонии Чайковского (кстати говоря, заново и интересно прочитанной Е. Мравинским) услышать торопливый шепот: «Голову даю на отсечение, что это играл Еремин». Это сказал рядовой посетитель симфонических концертов.

Превосходный фаготист Д. Еремин многим обязан своему учителю А. Васильеву, прослужившему в оркестре Ленинградской филармонии свыше 30 лет. Это был подлинный художник и виртуоз. Пленяло одухотворенное звучание его инструмента. А. Васильев захватывал своим исполнением не только в развернутых сольных эпизодах (незабываемы соло из «Шехерезады» Римского-Корсакова или «реквием» из Седьмой симфонии Шостаковича; соло из «Весны священной» Стравинского он играл феноменально), но и в отдельных фразах и даже нотах. Из его школы вышла вся группа фаготистов — Д. Еремин, Г. Еремкин (отметим, кстати, его отличное staccato), Л. Печерский и А. Соколов (последние двое — «внуки» А. Васильева — ученики Д. Еремина). Все четверо — лауреаты различных конкурсов.

Еще один выдающийся мастер — изумительный кларнетист В. Генслер, ныне пенсионер. В его руках кларнет пел подобно человеческому голосу. Ему немало обязана своим совершенством группа, в которой работают и его ученики М. Измайлов и Ю. Мичурин.

Недавно Б. Назаров порадовал выразительным соло английского рожка в Одиннадцатой симфонии Д. Шостаковича. Большие надежды подает Ю. Мичурин (бас-кларнет).

«Сверкающую», «стальную», «мощную» звучность медных духовых инструментов ленинградского коллектива не раз отмечали, в частности, в зарубежных рецензиях. Хороших результатов добиваются трубачи (концертмейстер В. Марголин). Группу валторн, несмотря на присутствие таких опытных музыкантов, как М. Третьяков и Д. Бесчинский, порой «лихорадило», она была предметом особого внимания главного дирижера. Возглавляемая сейчас талантливым валторнистом В. Буяновским, группа находится в хорошем состоянии.

Много и интересно работают над повышением своей квалификации тромбонисты (солист — концертмейстер группы А. Козлов).

Недавно «ударники» проводили в последний путь А. Петрова; «живая летопись» коллектива, он служил еще в Придворном оркестре. Оставшись в годы войны в осажденном Ленинграде, А. Петров помог сохранить помещение и имущество филармонии.

В группе ударных инструментов работает отличный литаврист В. Осадчук. «Ветеранами» являются В. Зиневич и С. Дмитриев.

Табель с перечислением всех «родов оружия» оркестра заключается графой «арфы». Здесь мы встречаем имя Е. Синицыной, работающей в этом коллективе с 1931 г.

*

Естественно, что центральное место в жизни всех этих, очень разных по характеру, темпераменту, воспитанию, вкусам, симпатиям и привычкам людей занимает работа в оркестре: это ведь не просто «место службы», а средоточие творческих интересов каждого из них.

Вместе с тем, коллектив — интеллектуально-подвижный, передовой по своим общественным интересам и чуткий к событиям окружающей действительности.

Заслуженный коллектив Республики живет полнокровной, содержательной, интересной и творчески насыщенной жизнью.

Ю. Вайнкоп



Другие материалы

30 января 1958

«Правда»

О концерте 28 января 1958 в БЗФ
31 января 1958

«Вечерний Ленинград»

О концерте 30 января 1958 в МЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»