Пресса

3 июня 1958

«Смена»

О концерте 1 июня 1958 в БЗФ

АМЕРИКАНСКИЙ ОРКЕСТР

Заметки музыкального критика о первом концерте Филадельфийского оркестра в Ленинграде

В воскресенье в Большом зале Филармонии состоялся первый концерт Филадельфийского оркестра. Среди симфонических коллективов мира он занимает давно и по праву одно из первых мест. Оркестр известен как неутомимый пропагандист классической и современной музыки. В его репертуаре произведения Баха, Моцарта, Бетховена, Брамса, Мусоргского, Стравинского, Шостаковича. Прокофьева, Копланда. Он славится своей исключительно высокой исполнительской культурой, отточенным мастерством, виртуозностью и безупречным ансамблем.

Оркестр состоит из музыкантов, каждый из которых является мастером на своем инструменте. Это можно было почувствовать уже на первом концерте в игре концертмейстера оркестра скрипача Я. Крахмальника, гобоиста Джона де Ланси, трубача Самуэла Крауса и других солистов. Нет сомнения в том, что иная программа позволила бы назвать и иные имена. Говоря об оркестровых группах, трудно выделить какую-либо из них как лучшую по качеству исполнения: все они удовлетворяют самым высоким требованиям.

Полнота и насыщенность тона струнных так же примечательна, как и мягкость деревянных духовых инструментов или виртуозность медных. Оркестру свойственно равновесие в звучании, большая исполнительская свобода, соединенная с вдумчивостью и серьезностью, ясное понимание как замысла целого, так и отдельной частной задачи. Индивидуальность этого коллектива определяют (насколько можно судить по одному концерту) строгость и классическая стройность исполнения. Этим он отличается от Бостонского оркестра с его импровизационной, романтической манерой и близок первому оркестру Ленинградской филармонии.

Читателям будет вероятно интересно узнать историю Филадельфийского оркестра. Вот она. Коллектив был создан в 1900 г. дирижером Фрицем Шилом. Через семь лет Ф. Шила сменил ученик Ф. Листа Карл Поулиг, а в 1912 году во главе оркестра стал Леопольд Стоковский, сделавший чрезвычайно много для художественного развития коллектива и, в частности, прививший ему вкус и интерес к современной музыке. Юджин Орманди появился за пультом Филадельфийского оркестра впервые в 1931 году, но его постоянным дирижером и руководителем был назначен лишь в 1936 г.

О выдающемся даровании этого музыканта говорят данные его биографии. В возрасте пяти лет Ю. Орманди стал студентом высшей музыкальной школы в Будапеште, а в семнадцать — профессором Королевской академии по классам композиции, контрапункта и фортепиано (следует добавить, что Ю. Орманди к тому же является и прекрасным скрипачом). Карьера Орманди как дирижера началась несколько позже, но он быстро завоевал известность как в Европе, так и в Америке.

Ю. Орманди — глубокий музыкант, тонкий знаток классики, интересный интерпретатор. Основной чертой его манеры является строгий исполнительский рисунок, чистота стиля, ясность и продуманность замысла. У Ю. Орманди энергичный повелительный жест, точный и выразительный, лишенный какой бы то ни было внешней красивости. Все строго, деловито и, в то же время, экспрессивно. Вместе с тем, эта «классичность» не мешает выявится огромному темпераменту дирижера. Здесь одно уравновешивает другое, рациональное начало контролирует эмоциональный поток, подчиняет его требованиям высокого вкуса и художественной целесообразности. Ю. Орманди, как видно, не стремится к ломке исполнительских традиций, но при этом он вносит столько таланта и вдохновения, что кажется, будто самые знакомые произведения слышишь впервые. Так, например, свежо прозвучала седьмая симфония Бетховена. Сколько здесь было жизни, света и энергии! Особенно запомнились величественное аллегретто, стремительное скерцо, где чувствовалась могучая, львиная бетховенская хватка, и жизнерадостный финал. В симфонии проявилась и другая черта таланта дирижера — умение «собирать» форму музыкального произведения в единое целое, умение выделить главное и отодвинуть на второй план побочное. Это ясно ощущалось и в исполнении «Дон Жуана» Рихарда Штрауса — произведения, полного огня и страсти. Но порой излишняя «добротность», «материальность» звучания мешали проявиться той полетности, которая присуща музыке этой симфонической поэмы.

С интересом ожидалось исполнение американским оркестром «Картинок с выставки» Мусоргского. Сюита была сыграна с верным ощущением стиля и образного содержания. Здесь было немало ценных находок и деталей. В нескольких пьесах дирижер отошел от привычных темпов, однако его трактовке нельзя отказать в убедительности.

В концерте прозвучали также два произведения американских композиторов: музыкальная картина «Тихий город» Копланда и «Адажио» Барбера. Оба сочинения чрезвычайно интересные и ярко характеризуют индивидуальности авторов — одного, всецело захваченного современностью, увлеченного ее неповторимым обликом, и другого, тяготеющего к старинным формам мышления, свойственным мастерам полифонического стиля. Было бы неплохо, если бы наши дирижеры подробнее познакомили ленинградских слушателей с творчеством этих композиторов.

Таковы, вкратце, те впечатления, которые вызвал первый концерт Филадельфийского оркестра. Впереди еще три. Они, несомненно, обогатят наши представления об этом замечательном симфоническом коллективе.

М. Арановский



Другие материалы

2 июня 1958

«Вечерний Ленинград»

О концерте 1 июня 1958 в БЗФ
23 декабря 1947

«Ленинградская Правда»

О концерте 29 ноября 1947 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»